Человек вдумчиво читает. Журнал. Книгу в мягкой обложке. Увесистый том русской классики. Перед сном. В выходной. В отпуске. Каждую свободную минуту. Покупает книги. Ходит в библиотеку.

Откуда берутся они – такие читатели?

Годовалый малыш на руках у взрослого тычет пальчиком в яркую картинку незамысловатой картонной книжки. Взрослый поддерживает интерес:

— Смотри, это киса! Какая она красивая! Как киса разговаривает? Мяу!

Всё. Первое знакомство состоялось. Что дальше? Внимательные взрослые, обнаружив интерес ребёнка, идут дальше – покупают ещё парочку картонных книжек с яркими картинками и коротенькими стихами, возможно даже «говорящих» — музыкальных. Ух ты! Книжка засматривается и зачитывается до дыр, пока не сядет батарейка. А то и пробуется на вкус.

Если интерес не пропадает, в доме появляется первая стопка детских книжек. Не только со стихами, но и со сказками, простенькими «развивашками».

А потом наступает момент, когда кроха уже точно знает, где у собачки глазки, у машинки колёсики и уверенно показывает пальчиком на солнышко и деревце… Когда папы-мамы и бабушки-дедушки вынуждены признать, что все купленные и подаренные картонные книги освоены, стоит либо купить ещё «запас знаний», либо записаться в библиотеку. Либо совместить и то, и другое. Последний вариант – самый гармоничный. У ребёнка уже есть любимая книжка, любимая сказка на ночь, прочитанная в сотый раз. А библиотечные энциклопедии и сказки дополняют «арсенал почемучки», помогая родителям и радуя малыша.

Новый двух-трёхлетний читатель после второго посещения перестаёт стесняться в библиотечном зале и даст фору многим взрослым, с азартом перебирая самые разные книжки. И часто бывает так, что эти первые встречи с книгами в библиотеке приравнены к маленькому празднику, любовь эта длится до самой школы. И подкрепляется воспитателями, которые приходят с группами детского сада на познавательные мероприятия, родителями, сделавшими чтение перед сном семейной традицией и участвующими в жизни библиотеки (мастер-классах, выставках, конкурсах, театрализованных представлениях). И библиотекарями, пробуждающими интерес к конкретным, иногда неожиданным фактам:

— А вы знаете, почему кошки боятся огурцов? Почему летучие мыши спят вниз головой? Обгонит ли медведь мотоцикл? Кто придумал стихи про мишку с оторванной лапой и Таню с мячиком? Где живёт Дед Мороз? Были на самом деле богатыри, или они только в мультике живут? Можно ли сварить кашу из топора? Как называется наша страна, наш город?..

И так до бесконечности. Любознательность малышей, их интерес к жизни – стимул для взрослых самим знать больше, чтобы объяснить, рассказать, разобраться с вопросом вместе!

С помощью взрослых дети узнают простые, но важные слова: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Удивляются, что книжку в библиотеке нельзя купить, а можно «пригласить в гости», потом вернуть и «пригласить» другую. С горящими глазами ходят между стеллажами и выбирают, и обсуждают с родителями или приятелями по детскому саду.

Всё меняется для первоклашек. Ведь они уже взрослые, потому что могут прийти в библиотеку одни! Сами! Ну вы же понимаете! И пусть на них со снисходительной улыбкой смотрят «мэтры библиотеки» — семиклассники, ничто не сотрёт радость с лица первоклашки, первый раз самостоятельно пришедшего в библиотеку!

Через пару месяцев дети начинают понимать, что теперь для них есть два вида чтения: «для работы» (то, что задано в школе, и прочитать надо) и «для души» (то, что прочитать очень хочется в свободное от школы время). Счастливы те, у кого эти две категории совпадают. Но так бывает не всегда. И тут самое главное – взрослым поставить знак равенства между «надо» и «хочу».

Бывает, взрослые говорят в этот момент что-то вроде: «Читай, что задано, на остальное времени нет!», «Положи этот журнал, это несерьёзно, ты уже большой!», «Зачем тебе эта тоненькая книжка, там и читать-то нечего, одни картинки!», «Не бери эту книжку, я читать за тебя не буду!», «Я в детстве это читал в пятом классе. Ну ничего, ты прочтёшь во втором. Интересно же!»

Или даже так: «Ты наказан! Вот садись и читай!»

Неудивительно, что позже те же взрослые начинают вздыхать: «Никак не приучить! Совсем не хочет читать!»

Сохраните традицию чтения перед сном, пока ребёнку не исполнится девять лет. Почему именно девять? По наблюдениям психологов, мозг ребёнка младше 9 лет только учится сопоставлять чтение текста и зрительные образы, возникающие в голове от этого конкретного текста.

Читайте короткие отрывки из книг категории «хочу». Ребёнок обязательно спросит: «А что там дальше?» Сначала дочитывайте в следующий вечер. А потом дайте ему возможность не удержаться и дочитать конец сказки самому. Да, днём. Или вечером с фонариком под одеялом. Это важно! И обсудите то, что читаете. Помечтайте, а что бы вы делали, если бы оказались на месте главных героев? Слушайте, что ответит ваш ребёнок, не перебивайте, не смейтесь над ним. Ведь если мечтать — так ни в чём себе не отказывая!

А после 9 лет, спросите вы? После — ненавязчиво рекламируйте книги по возрасту из списка интересов ребёнка (да, к этому возрасту у каждого ребёнка уже есть свой постоянный список «книжных предпочтений»).

И обсуждайте книги из списка «надо», особенно русскую классику.
Общайтесь, любите своих детей — читателей! Книги вам в помощь!

Ирина Ионова, библиотекарь детского отдела Осташковской центральной библиотеки

Добавить комментарий