В мае в краеведческом музее работала выставка «Шкатулка идей», посвященная Году культурного наследия народов России.

В один из дней группа молодых людей, обучающихся в школе вожатых при Доме детского творчества, посетила музей по программе «Школа молодого экскурсовода. Ребят и девчат приветливо встретили работники музея — старший научный сотрудник Татьяна Миронова и смотритель Ольга Захарова.

— Сегодня мы поговорим о декоративно-прикладном творчестве. Одно из видов такого искусства — резьба по дереву. Посмотрите на картину, выполненную в этой технике, — говорит Татьяна Александровна.

Ребята и девчата с интересом рассматривают удивительное, талантливо выполненное произведение декоративно-прикладного творчества. Да и сюжет картины заставляет задуматься. В траве притаился охотник, высматривая медведя. Ружьё наготове и как только косолапый появится, охотник выстрелит. В то же время хозяин леса, вальяжно прислонившись к дереву, стоит на задних лапах позади охотника. Скрестив передние лапы на груди, он с насмешкой наблюдает за ним.

Вот ведь как бывает — пока ты строишь планы на уничтожение другого, тот другой может съесть тебя в любой момент.

Татьяна Александровна переходит к витрине с резными шкатулками. Здесь представлены работы краснодеревщиков — шкатулки разных эпох, резные и с мозаикой. Например, с пятиконечной звездой — советской эпохи, с чеканкой — времён 19-20 веков. А вот покрытая лаком — это уже более современная.

Экскурсанты переходят в другой зал, где во всём великолепии представлена вышивка — работы мастериц прошлых веков.
— Длина рушника имела большое значение, — рассказывает Татьяна Александровна. — Когда рождались дети, их принимали на рушник, и чтобы ребёночек жил долго, длинным должен был быть и рушник. Каждая деталь имела значение для того, кто вышивал и кому полотенце предназначалось. Например, цветы — пожелание процветания.

Полосы на полотенцах тоже имеют свой смысл. Каждая полоска — с символами, да и их количество имеет значение. Это и пожелание долгой жизни, и определение возраста. Полоски со значением вышивались на свадьбу, на рождение. Полоски-обереги — на здоровье, на семейное благополучие.

С помощью такого полотенца можно было передать информацию. Например, пригласить на свадьбу: «Пляши Варюшка на моей пирушке» или признаться в любви: «1893 г. КАВО. ЛЮБЛЮ. ТАВО. ДАРЮ. Г.И.П.» — уникальные рушники с вышитыми на них посланиями хранятся в фондах музея.

А вот подзоры. В давние времена спальное ложе делали намного выше — это и понятно: чем ближе к потолку, тем теплее воздух. Таким образом, под кроватью появлялось незанятое пространство под разную домашнюю утварь. Бабушки, к примеру, постоянно там прятали сундуки или ненужные кухонные принадлежности.

Естественно, что такой подход не эстетичен и его старались чем-нибудь прикрыть, например, декоративной шторкой. Так появился подзор или по-другому такую шторку называют «юбкой». Поэтому данное украшение спальни в давние времена встречалось в каждом доме. В приданое для невесты помимо прочего входили и подзоры, украшенные кружевом, которое мастерицы вязали крючком или на коклюшках.

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее, в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных XVII-XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.
Тверская губерния была крупным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами кубовой набойки. Здесь не только складывались и развивались местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели широкую сферу влияния в других частях страны. Красильно-набивным промыслом занимались в старинных городах и посадах, бывших центрах Тверской земли, и в отдельных, иногда отдаленных от них селениях. Осташковский уезд в 19 веке был центром крашения ткани.
С начала ХIХ века набойный промысел получает в Тверском крае широкое распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда. Синильным делом здесь занимались примерно в пятидесяти деревнях, а в других еще и производством набойных досок. Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды как подкладочный материал и для различных предметов домашнего обихода (скатерти, занавеси, матрасники).
Набивные ткани были яркими, декоративными. Набойка использовалась в облачениях священников и в церковной утвари. Ею обтягивали переплеты книг. В технике набойки изготовляли даже полотнища знамен.

Молодёжь со наставником Аллой Витальевной Шалаевой переходит к панно, выполненному в технике лоскутного шитья. Панно музею подарила Раиса Ивановна Широгорова.

— Что вы видите, расскажите, — предлагает экскурсовод. — Сегодня мы не только знакомимся с работами декоративно-прикладного творчества, но и учимся красиво и грамотно говорить, называя вещи своими именами, эмоционально окрашивая увиденное.

Здесь — история Осташкова В центре — лодка. А ведь всё началось с лодки, когда в город пришёл рыбак Евстафий. Также изображён Троицкий собор, в котором сейчас располагается краеведческий музей. Чайка, парящая над волнами Селигера. Костёр, туристические палатки… В СССР Селигер был курортом всесоюзного значения. Тысячи туристов отдыхали в палатках на берегу Селигера… История Селигерского края запечатлена на небольшой лоскутной картине.

Молодые люди расширяют границы представленного на панно и по-своему трактуют фрагменты, представленные мастерицей.
Уникальный экспонат — гобеленовая открытка с вышивкой, сделанная выпускниками в подарок своему педагогу — заслуженному учителю СССР, почётному гражданину города Осташкова Анне Ниловне Александровой.

В апреле краеведческий музей посетили сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея г. Торжка. Они привезли с собой маленькие набоечные доски-цветки. Когда-то в старину такие доски мастера вырезали вручную. Нынче всё механизировано и поставлено на поток. Но сотрудники музея нашли в Осташкове мастера, который по предоставленным образцам изготовил такие доски. Экскурсовод приглашает практически познакомиться с техникой набойки.

Ольга Юрьевна уже всё подготовила для мастер-класса по верховой набойке.

Татьяна Александровна со знанием дела разводит краски, показывает, как правильно ими пользоваться, а также цветками.

Ребята и взрослые с удовольствием практикуются в такой чудесной технике украшения ткани…

В Осташковском краеведческом музее свято чтут историю русского народа. Здесь периодически проходят выставки, посетив которые можно прикоснуться к старине, узнать о традициях, обычаях наших предков. Работа, которую проводят сотрудники музея, не даст истории кануть в Лету, а нынешнему поколению позволит почувствовать себя частицей России с богатым культурным наследием.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий