В субботу в художественной галерее открылись сразу две новых выставки — Марины Ханковой под названием «Уголки родной природы» и Александра Чепеля «Море русской души».
Александр Чепель родился в Бердянске на берегу Азовского моря, служил на Камчатке на военном судне, ходил на портовом буксире боцманом, в клубе юных моряков учил детей морскому делу. Переехав в Саратов, автор начал свой путь в художественном творчестве.
Марина Ханкова родом из Москвы, окончила факультет дизайна Московского открытого социального университета, по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения», потом работала учителем рисования в общеобразовательной и воскресной школе, а в 2003-м создала открытую художественную школу.
Так вышло, что теперь творческий и жизненный путь свел этих замечательных людей вместе, и привел на осташковскую землю, в деревню Мосеевцы, что на озере Стерж.
Марина Ханкова рисовала в студии Ивана Билибина, знаменитого художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя. Думаю, каждый читатель, будучи ребенком, видел его работы, ведь Билибин иллюстрировал русские народным сказки, такие как «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина и многие другие.
Для Марины отправной точкой творческого пути во многом стала работа по иллюстрированию азбуки, которую начала в 2004 году, а закончила спустя много лет. В этом издании для каждой буквы алфавита художница сделала иллюстрации, сочетающие в себе замысловатые красочные орнаменты, иллюстрации сказочных героев и фантастических существ, а также довольно неожиданные фрагменты русской природы, причем, отнюдь не всегда яркие и радостные.
В процессе творческого труда художница изучила множество источников, ей довелось подержать в руках оригиналы Ивана Билибина.
Марина Ханкова посвятила жизнь творчеству и воспитанию детей, поэтому решила создать собственное издание для юных читателей.
— Эта азбука рассчитана не только на изучение ребенком алфавита, но и чтобы бабушка с внуком могли вечером на диване провести время, обсуждая картинки и сюжеты из книги.
Азбуку, иллюстрированную Мариной Ханковой можно посмотреть в Художественной галерее.
Среди работ Марины, представленных в малом зале, можно увидеть серию работ «Уголки родной природы», на которых — дуб на берегу и разнотравье, лесная дорога, с опускающимися до самой земли еловыми лапами, заросший кустарником дремучий смешанный лес, погруженный в полумрак бурелом, и даже пышные заросли травы у болотной топи.
Сюжеты изображены посредством ярких, насыщенных красок, обрамлены в красивые орнаменты в русском народном стиле. В результате создается удивительный эффект, благодаря которому непривлекательные для простого обывателя ландшафты обретают неожиданную красоту.
И в этом удивительная способность художницы – видеть поэзию в неприглядных на первых взгляд, и даже отталкивающих пейзажах. Свои произведения Марина творит на бумаге ручного литья при помощи акварели и туши. В будущем художница планирует продолжить эту серию.
— Это не парадные пейзажи, но они дороги и милы моему сердцу. Это наше родное, наши корни, наша родина, — говорит она.
Три работы на выставке имеют общую тему «Стражи Волговерховья».
— В эту серию я хотела бы добавить здание пожарной части, — говорит Марина. И рассказывает, как собиралась нарисовать пожарную каланчу и приехала для этого в Осташков, но оказалось, что постройка теперь скрыта лесами, временной крышей и ограждением. Художница всегда пишет сюжеты с натуры, но в этот раз ей пришлось искать старые фотографии и видеозаписи. Она остановилась на одном видео из Интернета, где осташковская достопримечательность снята с квадрокоптера, и решила рисовать ее на фоне городских построек. Ей понравилась эта идея, ведь таким образом каланча на рисунке будет не просто отдельной исторической постройкой, а частью образа старинного города.
Несколько лет назад Марина увлеклась исторической каллиграфией.
— Как и в музыке, этот навык можно развивать всю жизнь, учиться, совершенствоваться, — говорит художница. — Как пианист каждый день играет гаммы, так каллиграф выводит на бумаге буквы, чтобы не терять навык. Мои ученики тоже занимаются каллиграфией. Этим летом я открыла здесь, в деревне, художественную школу. Ко мне приезжают ученики из Королева, приходят и дачники, и местные девочки. Мы вместе рисуем в полях и в классе. Очень рада, что творчество объединяет таких разных людей.
Подписи к работам из серии «Хранители Верхневолжья» Марина Ханкова и Александр Чепель сочиняют вместе. Авторы стараются создать не просто образ постройки здесь и сейчас, а изобразить их в историческом контексте. Особенно это заметно на полотне, посвященном деревянной церкви на Ширковом погосте, заставшей еще времена Ивана Грозного. Также здесь можно прочесть судьбу старой баньки и дома в Теплени.
Художники вдохновляются стариной и запустением, примеры которых, к счастью или к сожалению, можно увидеть в изобилии на улицах Осташкова, и вообще в глубинке. Марина говорит об особой «гармонии умирания и растворения в природе», характерной для многих старинных построек, особенно в сельской местности.
Марина Ханкова не только привезла в Осташков свою выставку, но и проведет в галерее мастер-классы.
Александр Чепель в свободное время, кроме картин, пишет рассказы о своем детстве и юности, и приключениях, пережитых на море и на берегу. Автор увлекается кораблями, их устройством и историей, рисует морские карты, как реальные, так и вымышленные.
Выставка «Море русской души» ездила до этого во Владивосток, где художник когда-то проходил службу, а теперь вот оказалась в новом зале на первом этаже осташковской галереи.
В экспозиции в основном – морские пейзажи, однако, автор этим не ограничивается, здесь можно увидеть и вполне знакомые нам темы. Например, весну или шторм на озере Стерж, и даже простые деревенские виды. Техники разнообразны – здесь и масло, и тушь, и акварель.
— Я вообще маринист, — говорит Александр. — Море у меня получается лучше всего. Но мне хочется попробовать себя и в жанровой живописи, и в пейзажной.
Александр – замечательный рассказчик. Гости галереи смогли в этом убедиться, услышав его увлекательные истории о море, о путешествиях, экспедициях, о морских сражениях, о тяготах жизни моряка.
Александр Чепель передал в дар галерее одну из своих картин – большое полотно «Вторая экспедиция Беринга». Безусловно, это произведение станет еще одной жемчужиной в нашем изысканном галерейном ожерелье.
На открытии выставок выступили юные исполнительницы Александра Калюкина и Анастасия Белоцерковская. Они исполнили классические произведения известных авторов, а аккомпанировала им Ольга Бучкина на фортепиано.
А Александр и Марина, открытые к общению, позитивные люди, были рады познакомиться с осташами и даже пригласили их в гости. У себя в деревне Мосеевцы они вот уже три года подряд устраивают рождественские выставки.
Две экспозиции в Художественной галерее будут работать до 19 октября.
Евгений Крылов