И всё же её можно почувствовать на полотнах Писарро, Дега, Сезанна, Моне, Ренуара и других живописцев Франции. А музыка? Есть ли что-то столь неотделимое от нашего представления об этой стране, как французский шансон? В этом жанре живет дух парижской богемы. Его проводником, открывшим для нас известное окно, стала Нина Дилон.

Несколько обескураживающим получилось начало концерта. Две самые известные песни Эдит Пиаф – «Sous Le Ciel De Paris», ставшая визитной карточкой программы «Пою Париж», и «Non Je Ne Regrette Rien» – исполнялись под заранее записанный аккомпанемент. Последнюю Дилон сопроводила комментарием: «В этой песне все как в моей жизни». Но слова «нет, я не жалею ни о чём» у Пиаф звучат как триумф сильной женщины, преодолевшей все невзгоды и трагические коллизии своей нелегкой судьбы. Это преодоление и связанное с ним нервное напряжение мы отчетливо слышим в голосе Эдит. У Нины его нет. Многие её песни получились легче и жизнерадостнее. Без надрыва. Без звенящего, а чаще бурлящего и рокочущего горлового звука «р-р-р…» – изюминки французской фонетики. И этого поначалу недоставало.
Вскоре на сцену вышел композитор и аранжировщик Игорь Стариков. Это маститый музыкант, окончивший Казанскую консерваторию и уже в 1990 году получивший признание на конкурсе джазовых исполнителей. Ожил заскучавший рояль, и концерт обрел достойное музыкальное сопровождение. Прозвучала песня о девушке легкого поведения «Мarie la francaise», «Heureuse», открывшая Нине рецепт счастья, «La foule», «Mon dieu» и ряд других композиций. Завершала первое отделение итальянская песня «Paroles, paroles», ставшая популярной после исполнения Далиды и Алена Делона.
Второе отделение оказалось более разноплановым. Исполняющая песни на восьми языках артистка, называющая себя человеком трех культур: «По крови я ассирийка, родилась во Франции, с трех лет жила в России», начала с двух любимых русских романсов «Нет, не любил он» М. Медведева и «Нет, ни глаза твои я вспомню в час разлуки… » на стихи В. Лебедева-Кумача. Затем а капелла исполнила песню на ассирийском языке. И, надо признать, сделала это виртуозно. Удалась ей и ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». В итальянский блок вошли популярная «Arrivederci Roma» в современной аранжировке, «Quando l’amore diventa poesia», две песни Мильвы, «La paloma», а также солнечная аргентинская песня «Coimbra Divina» Лолиты Торрес. Наконец осташи и гости фестиваля смогли оценить не только красоту голоса Дилон, но и тот мощный магнетизм, о котором упомянула Элеонора Беляева в самом начале концерта. Зал все чаще срывался на бурные и продолжительные аплодисменты.
Песня «Tombe la neige» бельгийского автора-исполнителя Сальваторе Адамо вновь возвратила нас к французскому шансону – заключительной части концерта. Финальным аккордом стала песня Эдит Пиаф «Padam… padam…». Эти звуки вальса любви хорошо знакомы тем, кто живет на берегах далекой Сены, любят их и на Селигере.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото Юрия Васильева

Добавить комментарий