Во все времена любительский театр в Осташкове объединял вокруг себя передовых людей своего времени, умеющих чувствовать, мыслить и сопереживать. Богатые традиции этого вида искусства на селигерской земле являются предметом особой гордости для местных жителей. В преддверии Международного дня театра хочется понять, какое место в жизни осташей занимает театр сегодня? Что ждет его в будущем?


Истоки и подвижники

История появления любительского театрального искусства связана с осташковским предводителем дворянства Николаем Яковлевичем Толстым. Всё началось с того, что двое осташковских подростков Демидов и Трубицын зимой 1804 года побывали в Новых Ельцах и так пленились крепостным театром Толстого, что весной следующего года устроили в пустом сарае спектакль для детей. Их затея была подхвачена школьным учителем Михаилом Савичем, который в своей школе устроил детский театр. Ученики его давали пьесы духовного содержания. В 1805 году возник Осташковский общественный театр в каменном доме на Преображенской. На сцене выступали люди разных социальных групп: не только купцы, но и крестьяне. Этот театр просуществовал до 1825 г., а устройству его содействовал К.А. Савин. Следующее десятилетие осташковской театральной истории — это череда закрытий и открытий. В те годы работы театра на сцене выступали любители, хотя уже тогда его внутренний интерьер, зрительный зал и сцена отличались вполне профессиональным уровнем. В 1836 после очередного возобновления деятельности театр больше не закрывался. В конце 19 века по проекту архитектора А.И. Кузнецова на средства любителей сценического искусства для театра в Осташкове было построено новое здание, которое сохранилось до наших времен. Это здание из красного кирпича с двумя остроконечными башенками по обе стороны от главного входа, напоминающее старинную крепость. После Великой Отечественной войны, нанесшей значительный урон театру, актерская работа восстановлена была только в 1948 г. А в 1961 году Осташковский театр получил звание народного. История развития театрального искусства в Осташкове тесно переплетена с именами подвижников, жертвователей и, конечно, преданных своему делу любителей. Мы не будем глубоко погружаться в историю, потому как в большей степени нас занимает настоящее и будущее театрального искусства в Осташкове.


Кукольный театр при Воскресной школе Вознесенского Собора

Есть ли будущее у наших театральных традиций?

Прежде чем ответить на этот вопрос, поговорим о настоящем. Закроем глаза на прошлый и текущий пандемические годы, с их ограничениями на проведение культурно-массовых мероприятий. Но ведь и до пандемии театральное действие на осташковской сцене – это событие важное, долгожданное и, к сожалению, редкое. В сознании осташей оно имеет жесткую привязку к календарю. Речь о традиционном театральном фестивале с изменчивым статусом — от межмуниципального до международного и наоборот.

На фестиваль же обычно приходятся премьерные показы постановок наших коллективов: народного театра (реж. Сергей Тихонов), театра «Магия» (реж. Светлана Павлова) и театра-студии «Спутник» при гимназии №2 (реж. Мария Тихомирова). После следует два-три повтора. Если повезёт, то за год мы видим еще три-четыре гастролирующие по региону любительские постановки. Если повезет еще больше, то на нашу сцену выйдут профессионалы из Кимр, Твери или Вышнего Волочка. На этом, пожалуй, театральная жизнь на нашей сцене заканчивается.

Где-то в маленьком зале Дома детского творчества что-то ставит театральное объединение «Лукоморье» (Н.В. Нечаева). Продолжает воспитывать новое поколение актеров театр чтеца Детской школы искусств им. И.К. Архиповой (педагог Л.И. Евсюкова). Кукольный театр Воскресной школы при Вознесенском соборе (руководитель И.В. Данилова) показывает спектакли на темы веры и благочестия. Домашний музыкальный театр «Филармонико», к сожалению, перестал существовать, когда не стало егорежиссера Анатолия Коптелова. Перечисленные в этом абзаце коллективы всегда варились, как говорится, в собственном соку и практически не выходили на большую сцену. Что, наверное, не совсем правильно.

Да, не любая постановка достойна того, чтобы участвовать в конкурсном показе областного и межрегионального уровней. Но вне фестивалейактёры-любители должны иметь возможность выходить на настоящую театральную сцену и выступать перед большим зрительным залом – это важно для развития уровня мастерства. Ровно как для этих же целей важно и общение членов различных театральных объединений в формате мастер-классов, капустников, тематических встреч и круглых столов, посвященных развитию театра в Осташковском городском округе.

В режиссерской среде сегодня также нет сообщества, объединенного общей идей развития театра. Есть заслужившие признание профессионалы. Их мало. Мы желаем им крепкого здоровья и творческих сил, но понимаем, что без преемственности и любительской школы будущего у театральной истории Осташкова нет и быть не может.


Театр-студия «Спутник» гимназии №2

Возьмитесь за руки, друзья!

Коротко обозначив проблему, перейдем к предложениям. Мне кажется, что Районным дом культуры мог бы взять на себя ряд функций, обеспечивающих реальное развитие театрального искусства в Осташкове. Прежде всего, объединить всех, кто в настоящий момент увлечен театром или хотел бы им увлечься. Вытащить на сцену из актовых залов молодежные труппы. Организовать образовательные программы и мастер-классы для любителей, не разделяя их на объединения. Совместные занятия опытных наставников и молодых любителей из разных коллективов могли бы стать основой для создания того самого нового театрального сообщества, которое почему-то так и не сложилось.

Понимая, что не в каждом учебном заведении есть обладающий достаточным для режиссера уровнем компетенций педагог-организатор, готовый создать на базе школы театр, я все же считаю, что какая-то форма сценического творчества, выходящая за рамки привычных праздничных выступлений в актовых залах, должна быть для молодежи найдена. Это может быть формат КВНа, какой-то аналог студенческой весны, не только для студентов, но и для старшеклассников. Именно из таких творческих тусовок и рождаются новые служители сцены. А сейчас им откуда взяться?

При грамотном системном, но в то же время не заформализованном, подходе Осташков мог бы стать в перспективе центром театрального искусства и для ближайших наших соседей. Соседи, не имеющие богатых театральных традиций, могли бы не только посещать наши и привозные спектакли в Осташкове, но и перенять опыт осташей, включившись в образовательные программы, о которых шла речь выше. В перспективе это могло бы привести к созданию на имеющейся на их территориях базе своих коллективов. А для выступлений мы бы предоставляли им сцену.


Фрагмент спектакля Осташковского народного театра

Где вы, Савины наших дней?

Мечтая о театральном буме, нельзя не коснуться и экономической составляющей. Без серьёзной поддержки со стороны администрации, возможно, не только местного уровня, профессионального сообщества, ценителей сценического искусства и, чем чёрт не шутит, меценатов – все рассуждения о ренессансе театральной культуры обречены оставаться мечтами. Сегодня наши коллективы, увы, крайне редко выезжают куда-то со своими постановками. Не имеют они возможности и посещать столицу, чтобы перенимать опыт, наслаждаясь выступлениями артистов из главных театров страны. Профессиональные коллективы, в свою очередь, также не имеют какой-то финансовой заинтересованности, чтобы ехать в провинцию.

Возрождение театральных традиций и повышение престижа нашей площадки для любителей этого вида искусства, требует финансовых вложений. К сожалению, в сегодняшних реалиях не приходится говорить о патронаже и меценатстве. Ни одно из предприятий Осташкова за все эти годы не выступило с предложением учредить какой-нибудь, пусть самый пустяковый, приз. Его можно было бы вручить на фестивале понравившемуся коллективу, скажем, за укрепление этих самых традиций.

Ждём встречи со сценой

Полтора десятилетия назад знакомство с осташковским народным театром и его режиссером Сергеем Тихоновым буквально переформатировало моё сознание, определив дальнейшие приоритеты в жизни и систему ценностей. Попытки проникнуть в сознание героев, глубокое осмысление образов и, конечно, навыки сопереживания – всё это мы уносили с репетиций с собой в реальную жизнь.

Наш театр – это большая школа жизни, и я безмерно благодарен его учителям. В предверии Международного дня театра, хочу поздравить всех причастных: режиссеров, актёров, звукооператоров, сценографов, световиков, работников сцены и преданных зрителей. С нетерпением осташи ждут того дня, когда мы сможем снова увидеть вашу работу на сцене. Будьте здоровы и счастливы! Успехов в вашем ремесле, вдохновения, смелости и новых открытий!

Отдельно хочу отметить, что в этом году свой большой юбилей, привязанный к присвоению почётного звания, отмечает осташковский народный театр Районного дома культуры. С праздником, друзья!

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий