Но программа, как и обещалось, получилась довольно крепкая, и жаль, что не все завсегдатаи фестивальных показов смогли её оценить. А в остальном было празднично и радостно от встречи с любимым осташами искусством.
Открытие предваряло воспоминание о зарождении и развитии театрального искусства на селигерской земле, «иллюстрированное» костюмированными проходами героев эпохи: 200 с лишним лет – не шутка! Затем директор Районного дома культуры Юлия Смирнова представила жюри и предоставила слово заместителю главы администрации Осташковского городского округа Ирине Николенко. Она приветствовала участников, зрителей, гостей, пожелала радостных впечатлений от просмотра спектаклей, представленных любительскими коллективами. Ирина Анатольевна также вручила грамоты и благодарственные письма участникам народного театра Осташковского Районного дома культуры. Приветствовала публику и артистов от имени жюри Елена Геннадьевна Марина, директор Тверского областного дома народного творчества: «По каким бы городам не проходили фестивали, Осташков всегда будет числится в приоритетах как столица любительского театрального искусства!»
Спектакль по пьесе Дарио Фо, представленный экспериментальным театром «Твоя сцена» Кимрского молодежного центра культуры и досуга «Современник» (кстати, дебютантом осташковского фестиваля) называется «Свободная пара». Думаете, это про студентов или преподавателя, у которых оказалось «окно» в расписании? Нет! Это, как значится в афише, семейная комедия. А я бы сделала еще один подзаголовок — «Без секса в большом городе». Да, это постановка для взрослых и повествует об очень серьезных проблемах современного общества, в частности, кризисе института семьи.
На сцене он и она – то, что когда-то было семьей, наверное, вполне благополучной, имеют взрослого сына. Но вот муж, очевидно решив, что он выполнил роль главы семейства, отрыто заявляет: мы с тобой – свободная пара! То есть я буду с кем захочу, и тебе даю такое же право. Да, я тебя уважаю, ценю, но будем следовать законам современного Большого Города. Женщина пытается сначала бороться за традиционную семью, потом ищет себя в предложенных обстоятельствах, потом…
Драма, трагедия? По сути – да. По форме – феерическая комедия! Фарс! Спектакль дуэтный – всего два человека; на сцене легкие, но очень функциональные декорации. Каждая минута действия наполнена такой энергией! Безусловно, основная партия у женщины, в роли которой Евгения Савельева, она же режиссёр спектакля. И сколько образов создано за час с четвертью! Вот она – в страстном танго (еще любимая), вот – в бесформенном одеянии (брошенная и отчаявшаяся), вот вдруг осознавшая, что надо искать дорогу к себе самой, наконец (всего пара минут за ширмой!) – перед нами прекрасная леди, идущая на свидание с влюбленным в нее человеком. Мужчина же – с точностью до наоборот: холеный и самоуверенный в начале, по ходу пьесы теряет свой лоск и в финале мы его видим… ну что-то вроде Ипполита в конце новогоднего фильма, только еще смешнее (роль исполнил Олег Виданов).
Повторю: это было феерическое зрелище! Артистичность, пластика, эмоциональность Евгении Савельевой заставили подозревать в ней наличие действительно итальянских корней (пьеса написана американцем итальянского происхождения). Впрочем, это результат точной работы и вдохновения актрисы и режиссера. Евгения, выбежав из зала и буквально искрясь, принимала благодарность зрителей и делилась впечатлениями: «Какая у вас потрясающая публика! Я чувствовала это каждую секунду! Спасибо всем». Что же, а мы очень рады познакомиться с новым творческим коллективом нашей области. Евгения Савельева совершенно заслуженно получила диплом за лучшую женскую роль.
Еще один коллектив из разряда новичков – народный театр кукол «Берендей» из Торопца показал сказку «Про царя Гороха и Яшку-скомороха». Эта постановка – дебютная работа самых маленьких актеров театра под руководством режиссера Ольги Андреевой. Интересный прием: артисты изображали кукол, а не наоборот. Это идея режиссера-постановщика, ею же изготовлены оригинальные куклы. Действие – сказка-балаганчик, где и царь, и матрешки, и злые силы и даже цыгане. Дети поют, пляшут, рассказывают сказку, в которой отражение русских народных традиций: ярмарочное гуляние, неразлучная парочка – король (царь) и шут (скоморох), умение забыть раздоры и противостоять «нечистой силе». Заканчивается, как и положено сказке, победой Добра над Злом.
Премьера спектакля состоялась только 18 апреля, и сразу – участие в фестивале. Несмотря на шероховатости, обусловленные еще «несыгранностью» и техническими накладками, дети все-таки справились и получили гастрольный и фестивальный опыт. А театр и его режиссер – диплом второй степени за постановку и еще за сценографию и костюмы.

Утренний спектакль второго дня фестиваля был отменен. Заболел актер, исполнявший роль в постановке «Очень простая история» театра «Спутник» гимназии №2. Желаем ему скорейшего выздоровления и надеемся в ближайшее время все же увидеть школьный театр на большой сцене.
Спектакль «Голый король» театра-студии «Мистерия» Дворца творчества детей и молодежи из Твери прошёл с большим успехом и был отмечен званием лауреата фестиваля. Режиссёр Светлана Исаева удачно воплотила замысел Евгения Шварца – советского драматурга, что так мягко и изящно учит быть мудрыми и уничтожать ростки зла в своих бессмертных душах. Помимо главной фестивальной награды, актеры увезли кипу персональных дипломов за актерские работы. За лучшую мужскую роль был отмечен Илья Марков, воплотивший образ министра нежных чувств. Исполнитель роли короля Сергей Орехов также получил диплом за роль. За роль принцессы персональным дипломом была отмечена и Екатерина Курчатова.
Следующий спектакль «Наташина мечта» театральной студии «Зеркало» районного центра культуры и досуга из города Белый (режиссер Татьяна Иванова) проходил в атмосфере небывалого напряжения. На улице не на шутку разошлась стихия. Те немногочисленные зрители, что всё же отважились добрались до театра, на протяжении всего действия слышали, как над крышей старинного здания завывает ветер и ему вкрадчиво тихим позвякиванием отвечает висящая над головами тяжелая люстра.
На сцене же разворачивалась личная драма трудного подростка. Воспитанница детского дома Наташа на все вызовы судьбы отвечает кулаками. В каждой её реплике слышен вызов и оскал загнанного волчонка.
Однажды Наташа, можно сказать на спор, выпрыгнула из окна третьего этажа. Попала в больницу. В момент падения девушка осознала, что у нее есть мечта. Она хочет быть кому-то нужной. В больницу к ней приходит молодой журналист Валера. Его чисто профессиональный интерес девочка принимает за симпатию и, конечно, влюбляется в Валеру. Вскоре Наташа узнает, что у Валеры уже есть девушка. Решение в голове Наташи рождается моментально. Возлюбленная журналиста отправляется в кому, а главная героиня пьесы на скамью подсудимых.
Сюжет и внутренние переживания Наташи раскрываются через её внутренний диалог. На сцене его воплощают три актрисы. Все они играют Наташу и, вопреки ожиданиям, большой разницы между ними нет. И не совсем понятно, то ли в самой пьесе не была заложена идея внутренних противоречий и какой-то внутренней трансформации героини, то ли это так, не совсем удачно, замысел был воплощен коллективом студии. Так или иначе, весь спектакль три артистки играли одну эмоцию.
О внутреннем мире девочки можно сделать один единственный вывод: он взращен враждебной средой и служит оправданием любых проявлений жестокосердия и грубости его носителя. Сомнительная мораль, если подумать.
Никакого выхода из ситуации постановка не предлагает. Театр-студия сделал ровно то, что заложено в его названии – отразил жестокую реальность в форме литературного спектакля. Постановка отмечена дипломом за участие.

Молодёжная театральная студия «Спектр» из Удомли с музыкальной сказкой С. Козлова «Ёжик и медвежонок» не приехала, и в образовавшемся «окне» выступают осташи, накануне вынужденные отменить спектакль из-за отсутствия света — стихия!
Народный театр Осташковского районного дома культуры показал на фестивале поэмиму «Дневник на время пик» Юрия Левитанского.
Что это такое – поэмима? Это стихи известного поэта Юрия Левитанского, озвученные со сцены. Актёры театра не просто занимаются декламацией – они живут с этими стихами, живут в этих стихах. Огромную работу проделал режиссёр Сергей Тихонов: он отобрал нужные стихи, подобрал музыку. Ну, и исполнители оказались, как говорится, на высоте. Назовём их всех поименно. Это Светлана Павлова, Антон Крылов, Марина Капусткина, Александр Лебедев, Мария Страхова, Денис Соколов, Оксана Тихонова, Иван Кокорин, Евгения Страхова, Василий Кудрявцев, Вера Михайлова, Дарья Пирогова.
Всем им – спасибо. Спасибо за диплом первой степени, который они заработали.

Третий день фестиваля продолжил спектакль с ярким фольклорным колоритом «Потеха для смеха» образцового театрального коллектива «Сюжет» (реж. Галина Арсеньева) из Удомли. В сказке Оксаны Розум всего четыре персонажа: глупый и жадный Царь, избалованная Царевна, умная Пелагея (она, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец) и терпеливый Филька. На его долю, как водится, выпадает исполнять царевы прихоти.
Постановка следует скоморошьим традициям и, не утрачивая своей злободневности по сей день, поднимает проблему самодурства. «Потеха – для смеха», как говорится, дураку — развлечение, а умному — научение!
Спектакль был удостоен диплома третьей степени, а художник по костюмам Ольга Мирных получила персональную награду за великолепные наряды.
Трагикомедия «Комната невесты» («ЗАГС») театральной студии «Гримерка» (реж. Юлия Тюсова) творческого центра «Алые паруса» из города Твери также получила диплом третьей степени. Персонажи этой необычной пьесы –женщины от 15 до 70 лет. Невеста Надя, ее мать, сестра, подруга, мать жениха и другие гостьи собираются в комнате невесты перед регистрацией. Все давно в сборе, нет только жениха. Дождется ли невеста своего суженого? Разумен ли ее выбор? Любит ли она его? Любит ли он ее? Что такое любовь? Над этими вопросами ломали голову зрители.
Женщины играли натуралистично, словно и не было перед ними большого зала, полного внимательных зрителей, следящих за каждым их шагом. Актерски постановка получилась удачной, а вот по части содержания и смысла к ней есть вопросы.
Невеста героически ожидала жениха, а параллельно вскрывались всё новые и новые подробности его жизни. Можно было выстроить постановку так, что зрители усомнились бы в открывшихся фактах, сочтя их наветами завистников. Но нет, Надя просто ждёт жениха, вопреки его порокам и недостаткам. Ждёт потому, что любит. Любит не пойми кого. Так бывает, но вновь, как и в случае с постановкой «Наташина мечта», мы задаёмся вопросом: а к какому выводу подводит нас автор пьесы и режиссер? Что нужно терпеть унижения и ждать, если любишь? Или этот спектакль вновь представляет собой всего лишь слепок суровой действительности, не претендующий на что-то большее?
Заключительный спектакль XX юбилейного фестиваля любительского театрального искусства «Укрощение строптивой» народного театра «Дебют» (реж. Людмила Касякина) городского центра досуга «Орфей» города Удомли получил от жюри высшую награду – звание лауреата.
Комедия по мотивам пьесы Уильяма Шекспира была отлично сыграна актерами. Образы главных героев получились богатыми и контрастными. Наблюдая за действием, разворачивающимся в антураже декораций, отсылающих нас к эпохе Возрождения, зрители искренне сопереживали героям. Хотя сюжет, вероятно, был всем знаком.

Исполнители ролей играли слаженно, за что удостоились награды за актерский ансамбль. Персональную награду за лучшую мужскую роль получил Егор Самаркин, воплотивший яркий образ ортодоксального еврея Грумио. Глубокому погружению в действия способствовали и роскошные костюмы. Это обстоятельство также не обошли вниманием члены жюри, наградив художника по костюмам Жанну Фумину персональным дипломом.
Что касается режиссерских ходов, то многое в этом спектакле достойно похвалы. Строки самого знаменитого в мире драматурга перемежались с вокальными партиями героев и, это редкая удача на нашем фестивале, они не выглядели чем-то чужеродным и неуместным. Словесные дуэли двух острословов – фурии Катарины и её напористого жениха выглядели убедительно и не раз срывали аплодисменты.
Единственной претензией к спектаклю, и снова к смысловому его содержанию, можно считать не прозвучавшие нотки любви, которые, наверняка, должны были родиться в процессе противостояния двух героев. Ведь, если поразмышлять над характером Катарины, то можно прийти к выводу, что она хотела быть покоренной и ей просто был нужен напористый мужчина. Петтручо, в свою очередь, нужна именно такая жена, которую нужно покорять, как Эверест. Но за этим карнавальным противостоянием все равно должна скрываться любовь. И вот этого-то чувства мы, увы, не увидели. Складывается впечатление, что Петтручо банально заморил избранницу голодом, сломав тем самым её характер.
Таковы итоги XX фестиваля любительского театрального искусства. В завершение, в качестве высокой оценки жюри уровня мероприятия, приведем слова заслуженного артиста РФ, педагога по режиссуре и актерскому мастерству Тверского колледжа культуры им. Львова Сергея Коноплёва.
– Три счастливых дня, проведенных в этом зале удивительно гостеприимного города Осташкова на этом потрясающем фестивале было у меня и у моих коллег. Тот азарт, что мы видели в актерах, та любовь к театру, которая в вас всех живет – дорогого стоят. Я получил огромное удовольствие от того, что увидел. За те 20 лет, что живет фестиваль, рождались и гасли другие фестивали, а наш живет. Потому что эта сцена освещена Господом. И я бы хотел вам всем сказать, что, наверное, ангел-хранитель вас всех бережет. Он в вашем сердце покой стережет. Я желаю вам долгого пути.

Наталья НИКОЛАЕВА
Владимир ЛОГИНОВ
Андрей РЯБОЧКИЙ

Добавить комментарий