Как все же стремительно бежит время. Ведь я помню Николая Илларионовича Атюкина совсем молодым пареньком, эффектно вальсирующим на сцене ДК «Юбилейный». А сегодня он предстал предо мной как умудренный жизненным опытом тренер-наставник юных борцов, как высокопрофессиональный спортивный судья, как успешный предприниматель, как великолепный семьянин и дедушка.

А начинался этот затяжной прыжок в неизвестность 9 августа 1956 года в рабочем уральском городе Нижний Тагил. Многодетная семья Атюкиных очень рано осталась без отца Иллариона Гордеевича, несколько тяжелых ранений в годы Великой Отечественной войны не позволили ему сполна познать радость мирной жизни.

И воспитание семерых деток полностью легло на плечи орденоносной «матери-героини» Нины Михайловны. Старшие девочки и мальчики с должным пониманием относились к ее повседневным хлопотам, и старались во всем помогать своей маме. Скромный достаток семьи Атюкиных совершенно не помешал детям стать во взрослой жизни достойными людьми.

Николай старался во всем соответствовать старшим братьям и сестрам, почитал семейные традиции и рос вполне самостоятельным мальчишкой.

— Учеба в школе давалась мне легко. Большую часть свободного времени я проводил в кругу друзей, а обычные уличные игры были нашим основным достоянием. Только к полуночи садился за уроки, но такой режим дня вовсе не мешал учебе. Восемь классов я закончил на одни пятерки, а в дипломе о среднем образовании значились только три четверки, — возвращается в атмосферу далекого детства Николай Илларионович.

Николай Атюкин с коллегами по борцовскому цеху Владимиром Кузихиным, Андреем Шурыгиным и Михаилом Петровым

Но талантлив он оказался не только за партой. С малых лет мальчишка отправился еще и в музыкальную школу. Три года обучения в ней не прошли даром. Николай успешно освоил игру на трубе, познал нотную грамоту и почти тут же был зачислен в духовой оркестр Уралвагонзавода, с головой окунувшись в музыкальную жизнь Нижнего Тагила.

— Численность нашего оркестра доходила до сорока человек. Выступали на концертах, на праздничных демонстрациях, на смотрах и конкурсах, на новогодних балах и прочих мероприятиях, часть которых приносила музыкантам честно заработанные деньги. Так что свою первую зарплату я принес маме в десятилетнем возрасте, а мои творческие деньги были хорошим подспорьем для нашей большой семьи. Кстати, мои личные конкурсные музыкальные успехи в третьем классе образовательной школы были отмечены солидными мужскими часами. Я их потом с неподдельной гордостью носил много лет.

Николай Атюкин без особого труда поступил в Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова. Так же легко получил диплом инженера-технолога по очистке сточных вод. Причем, грыз гранит науки, как завещал нам великий Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться!». Следуя призыву вождя пролетариата, Атюкин стал ленинским стипендиатом.

Сначала получал общую стипендию – 40 рублей, сдав первые сессии на «отлично», повысил свой студенческий доход до 50 рублей. А когда сдал на пятерки пять семестров подряд, был удостоен ленинской стипендии в 100 рублей, но подлежащей налогообложению. Так что в чистом виде Атюкин получал 91 рубль 80 копеек. Этого ему вполне хватало, чтобы жить в условиях полной финансовой независимости. Но в любом случае цену трудовой копейки он познал с юных лет.

А вот в спорт Николай пришел только в студенческие годы, причем совершенно случайно. Как-то раз, после занятий к нему подошли старшекурсники крепкого телосложения и предложили выступить за его родной строительный факультет на межвузовских соревнованиях по греко-римской борьбе, убедив, что конкуренция в его весе до 48 килограммов будет небольшая, и он вполне сможет заработать командные очки. Так оно, в принципе, и случилось. Атюкин занял третье место среди шести претендентов на награды турнира.

Судья на ковре

Ему можно было бы забыть про этот случай из студенческой жизни. Но было задето самолюбие Николая, и он твердо решил взять реванш у своих обидчиков. Ударился в регулярные тренировки, совершенствуя свою физическую и техническую подготовку. Уже вскоре он стал победителем всероссийских соревнований спортивного общества «Буревестник», выполнил норматив кандидата в мастера спорта СССР.

И даже когда студенческий тренер переехал на работу в другой город, Николай Атюкин регулярно посещал борцовский зал, взвалив на свои плечи и часть обязанностей наставника.

Под занавес учебы студент Атюкин все больше и больше стал задумываться над своими дальнейшими перспективами. Как отличник, он имел право выбора места своей будущей работы. Эту точку на карте Союза Советских Социалистических республик помогла выбрать Николаю его любимая газета «Комсомольская правда». Ее великолепный журналист-путешественник Василий Песков открыл для себя Селигер, до конца жизни не расставался с ним, посвятив нашему озерному краю немало лестных эпитетов.

« — Здравствуйте, Селигер Селигерыч… — Первый раз приехали? — понимающе отозвался натирающий песочком кастрюлю явно нездешний загорелый рыбак, — я тоже помню, так же под вечер увидел все это… И это – Селигер Селигерыч.

На карте, где восточное чудо — Байкал синеет внушительной полосой, Селигер почти незаметен — в лупу я разглядел лишь подсиненную неясного очертания слезку. И только тут, вдыхая запах воды, одолевая взглядом уходящие друг за друга гребешки прибрежного леса, понимаешь, как много всего скрывала от глаз мелкомасштабная карта».

У кого после этих строк не дрогнет сердечко. Позвало оно в дорогу и Николая. Специалисты подобного уровня и сегодня на вес золота. Особенно на Селигере. Но Атюкин связал свою жизнь вовсе не с проблемными очистными сооружениями кожзавода, хотя именно сюда добровольно пожаловал из крупного индустриального города Свердловска. Свою судьбу он связал с детско-юношеским спортом и классической борьбой, переименованной позже в греко-римскую.
Привычный холостяцкий уклад жизни нисколько не смущал молодого специалиста. После работы за заводской проходной он почти сразу же нашел для себя целый ворох интересных и полезных занятий.

-Хорошо помню, как подыскивал местечко для организации в Осташкове первой борцовской секции. Хотя спорт в нашем городе на подъеме был, классической борьбой в нем никто не занимался. Гимнастика спортивная была, футбол был, хоккей с мячом был, а борьбы не было.

Добрая беседа Николая Атюкина
с олимпийским чемпионом Александром Карелиным

Мою инициативу тут же поддержали тренер и инструктор кожзавода по физкультуре и спорту Иван Васильевич Свистунов, тренер по боксу Анатолий Тимофеевич Соловьев. Он-то и привел меня тогда к директору Осташковского механического техникума Геннадию Ниловичу Новикову. Тот, не раздумывая, выделил время для занятий в спортзале техникума, помог с набором первой группы из числа студентов. Вот так, с октября 1978 года в спортивную летопись Осташкова и вошла борьба. Уж сильно большие и крепкие корни сегодня у нашего вида, — без всякой помпезности утверждает Николай Илларионович.

А его слова сегодня в полной мере подтверждает прочный международный авторитет осташковских атлетов, которые когда-то давно прошли школу «молодого бойца» в первых рядах новобранцев Николая Атюкина, а сегодня сами стали законодателями моды и авторами громких побед на борцовском ковре.

И мой собеседник с душевной теплотой вспоминает те самые первые поколения чемпионов. В их числе Вячеслав Колышев, Александр Тимонин, Юрий Соловьев, Вячеслав Прелов, Андрей Северов, Александр Мельников, Андрей Галахов, Андрей Шурыгин и другие.

Николай Илларионович вспомнил и Григория Иванова, который на самом первом чемпионате области занял высокое четвертое место. Потом осташи регулярно поднимались на пьедестал региональных и республиканских соревнований. Один из воспитанников греко-римской борьбы Дмитрий Батынин открыл осташам сумо, а другой — Михаил Петров женскую вольную борьбу.

А его дочери Алена и Светлана с завидной регулярностью добывают медали различного достоинства на всероссийских, европейских и мировых первенствах сразу по двум видам борьбы. Их отец и наставник Михаил Петров и по сей день находится в прекрасной спортивной форме, время от времени и сам принимает борцовскую стойку на официальных турнирах, поэтому совершенно не удивительно, что к званию мастера спорта России по греко-римской борьбе он добавил звание мастера спорта международного класса по борьбе сумо.

Перебравшись на Селигер, не забыл Николай Атюкин и про свой музыкальный талант, застолбив за собой местечко в духовом оркестре Александра Ятченко. Хотя привычную трубу по просьбе руководителя пришлось сменить на альт. Николай Илларионович признался мне, что и сегодня готов влиться в скромную семью осташковских оркестрантов.

А чтобы как-то разнообразить осташковский формат брежневской эпохи, Атюкин подался еще и в школу бальных танцев при ДК «Юбилейный». Встал в пару с ее стройным и симпатичным руководителем Зинаидой Федоровной, полностью соответствующей его компактному росту. Как потом оказалось, навсегда. Так вот и идут по жизни вместе, рука об руку без малого сорок лет.

Двоих сыновей вырастили. Максим тоже сначала борцовскую науку постигал. Норматив кандидата выполнил, а потом борьбу на футбол променял, за сборную команду Осташкова много лет играл. Илья больше к наукам тяготел. Теперь живет с семьей на Кипре. Занимается юридической деятельностью. 2 августа в Илью его дочке Кире исполнилось ровно десять месяцев. Повезло с девчонками и Максиму.

Родительское гнездышко покинула только Елизавета – курсант Академии МВД, а вот Лера и Саша находятся пока в поле зрения старших Атюкиных. А значит, требуют повседневного внимания и заботы.

Если Николай Илларионович прибыл в Осташков с идеей развития борьбы в 1978 году, то заслуженный тренер России Виктор Владимирович Шевченко пересек границы нашей области, оставив город Киров, два года спустя. Но именно он считается основоположником тверской классики. Тренерские пути Атюкина и Шевченко пересекались десятки раз, их тесное партнерство значительно укоренило позиции тверских борцов.

Освоившись в Осташкове, Николай продолжил совершенствовать и свое мастерство, чтобы одержать главную победу в своей жизни. И он ее, в конце концов, одержал в далеком городе Кирове. В 1984 году на крупном международном турнире по классической борьбе он наконец-то выполнил норматив мастера спорта СССР.

В тяжелые для страны 90-ые Николай Атюкин попробовал себя еще в одном совершенно новом деле — предпринимательстве. И здесь у него все получилось. Однако, борьбу при этом не оставил, по-прежнему остается на острие атак осташковских борцов, помогая им совершенствовать свое мастерство и словом, и делом, высокопрофессионально обеспечивает судейство различных соревнований.

Когда-то давно в студенческие годы Николай впервые взял в руки гитару, легко освоил несколько аккордов ради того, чтобы в кругу друзей исполнять любимые песни Владимира Высоцкого. Одна из них совершенно неожиданно стала позже своеобразным музыкальным допингом для осташковских борцов, настраивая их на победу. Почти в каждую дальнюю поездку Николай Илларионович обязательно брал гитару и пел:

«Здесь вам не равнина,
здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт
камнепад.
И можно свернуть, обрыв
обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа…»

Олег СЕВЕРОВ
Фото автора и Натальи Кабановой

Добавить комментарий