Когда началась Великая Отечественная война, Полине Андреевне Петровой, а тогда Полине Булыгиной, было всего лишь восемнадцать лет. Она только что окончила фельдшерскую школу в городе Демидове Смоленской области. 23 июня 1941 года в числе молодых девяти фельдшеров получила повестку, а 24 июня уже приехала в эвакогоспиталь № 431 города Полоцка на место прохождения службы. И можно сказать, сразу оказалась в пекле военных событий – ведь фронт был совсем рядом.

Раненых было много. Они лежали везде, где только было можно. Солдаты от боли плакали, ругались, просили: «Сестрица, перевяжи», «Дай попить», «Сообщи маме, что я умираю». И им необстрелянным девочкам пришлось собрать свои нервы в кулак. Работали днем и ночью, сутками на ногах. Перевязывали, кормили, успокаивали. Спали сидя, на ходу. И чуть-чуть освежив свои силы, снова спешили к раненым.

Когда боевые действия стали разворачиваться совсем рядом, получили приказ эвакуироваться. Раненых грузили по вагонам ночью, главное было сохранить людей. На станции Великие Луки попали под сильную бомбежку. Можно сказать, родились заново. В их составе разбомбили два вагона с бельем, а остальные пострадали не сильно. До нового своего месторасположения в город Серов на Северном Урале госпиталь ехал около трех недель. Там, в Свердловской области война чувствовалась уже не так явно, и обстановка была спокойней.

Госпиталь разместили в театре. И буквально на третий день сразу же стали поступать тяжелораненые. Опять началась работа без сна и отдыха. Солдаты здесь лечились после тяжелых ранений, в основном длительное время. Коллектив госпиталя был очень квалифицированным, опытным, проводили сложнейшие операции в не очень-то приспособленных условиях. Скольким спасли жизнь!

Выхаживали раненых долго и терпеливо. Но особенно тяжело было смотреть, когда раненые умирали на глазах, и их невозможно было спасти. С той военной поры и до последних дней жизни у Полины Андреевны было обостренное чувство чужой боли, беда, случившаяся даже с незнакомым ей человеком, всегда трогала ее доброе сердце.

А тогда оно болело еще и за близких, родных, воевавших на фронте, оставшихся на оккупированной территории. Но с особой тревогой просматривали документы на поступивших раненых: нет ли знакомой фамилии. Как-то Полина вдруг увидела фамилию Булыгин, да и имя было как у брата – Петр. Нашла она этого раненого. В повязках, да в той обстановке сразу было невозможно распознать, но она сразу прониклась сестринской нежностью к этому молоденькому солдатику, и даже когда выяснилось, что они однофамильцы, продолжала ему помогать. А брат ее так с войны и не вернулся…

Но не только горе было в те годы. Люди и в тех экстремальных условиях влюблялись, дружили, расставались. Там на Урале встретила Полина и своего будущего мужа. Он лежал в госпитале после сложного ранения, познакомились. И капитан Петров сразу решил жениться на миловидной молоденькой сестричке. Обменялись адресами, переписывались. Она поддерживала связь с его родными. То первое чувство, возникшее среди горя и страданий, оказалось настолько сильным, что в 1945-ом году он снова нашел ее…

После Свердловска эвакогоспиталь № 431 продолжал свое передвижение по дорогам войны. В 1942-43 годах, когда немец стал отступать, пришел приказ ехать ближе к фронту. Переехали в Завидово Калининской области. Потом свернулись и продвинулись еще ближе к фронту. Разместились в Смоленске, снова приказ — переезжать в Полоцк. Там до августа 1945 года она и лечила раненых. Туда к ней приехал после войны и будущий супруг, потом вместе с мужем, а он был кадровым военным, они не раз переезжали с места на место.

Не раз меняла молодая семья место жительства и после демобилизации. А с 1950 года Петровы обосновались в Осташкове. Полина Андреевна и здесь не рассталась с медициной, до 1994 года трудилась в санэпидстанции. Тридцать три года прожили вместе супруги Петровы в любви и согласии, вырастили двоих детей, всегда пользовались уважением в городе.

Одним из самых главных праздников в их семье был день Победы. Да и как забыть им, фронтовикам, прошедшим войну от первого до последнего дня, победное ликование людей, радость, что закончилась тяжелая, долгая, унесшая жизни близких и друзей война.

Сейчас Полины Андреевны уже нет в живых. Несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, она всегда была удивительно доброжелательной, спокойной, отзывчивой и интеллигентной женщиной. И сумела сохранить доброту души, сердце, открытое людям.

Наталья КАБАНОВА

Добавить комментарий