Параллельно северному берегу Березовского плеса, отделенные от него холмами и сосновыми борами, голубой цепочкой протянулись Собенские озера с чистейший питьевой водой. В этих ягодных и грибных местах, у протоки на границе Картунского, бора второй год разгорается нешуточный конфликт.

В силу своей сложности он остался за рамками нашей большой публикации «Покровители и помещики дальних деревень», вышедшей недавно на страницах газеты. По приглашению местных жителей мы вновь возвращаемся в Берёзовый Рядок, чтобы разобраться, какого решения они ждут и можно ли было как-то избежать конфликта.

Причина конфликта

В прошлом году жители Берёзового Рядка выступили против перекрытия дороги, обозначенной на картах пунктирной линией. Она проходит через протоку, соединяющую Селигер и Собенские озёра, и ведет к братскому захоронению в Картунском бору, где захоронено около 800 погибших советских солдат, а также базе ГЕОХИ и Серебряному озеру. Дорога эта пролегает на участке с кадастровым номером 69:24:0093901:612, расположенном на землях поселения.


Главную ценность этих мест представляют наделённые статусом особо охраняемой природной территории (ООПТ) Собенские озера и Картунский бор. Живописные берега давно облюбовали туристы-палаточники. Для жителей Березового Рядка Картунский бор представляет такую же ценность, как для осташей остров Кличен. Поэтому, когда возникла реальная угроза появления преграды, ограничивающей доступ к протоке, они стали звонить во все колокола и писать обращения в Генеральную прокуратуру, Министерство экологии и природопользования Тверской области, правительство Тверской области, и даже Президенту РФ.

Игра в «земельки»
на границе ООПТ

В 2008 году появилось землеустроительное дело по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 69:24:0093901:162 в деревне Берёзовый Рядок. Заказчиком тогда выступил комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район», возглавляемый Сергеем Азёновым. Районом руководил Андрей Косенко. Много всяких удивительных фокусов с селигерскими землями происходило в тот период.

В марте 2009 года администрация Залучьенского сельского поселения обратилась к главе Осташковского района с просьбой приостановить формирование и продажу земельных участков: 69:24:0093901:612 площадью 12 га и 69:24:0093901:612(А) – 10 га. В обращении были изложены все опасения, которые и начали сбываться теперь. Также в нём сообщалось, что: «Акты выбора земельных участков в землеустроительных делах отсутствуют. Согласование границ с главами сельских поселений не производилось. Такой закрытый порядок выделения, формирования и единоличного согласования (руководителем КУИ) землеустроительных дел нарушает ряд статей земельного кодекса».

Далее участки были приобретены в аренду для целей рекреации некими неизвестными прежде гражданками, которых жители деревни называют не иначе как «подставные лица». В декабре 2010 года лица эти получили разрешения на строительство спортивно-туристической базы отдыха. Буквально через несколько месяцев образованные участки были выкуплены из аренды в собственность. Процедура могла бы считаться законной, если бы на участках действительно были воздвигнуты какие-то строения. Но их, разумеется, не было и в помине. Как и почему такое стало возможно? Оставим решение этой загадки компетентным органам. Схема, в общем-то, знакомая.

Так после цепочки перепродаж землей с довольно мутной историей уже на законных правах стали владеть сегодняшние собственники. Им бы можно было только посочувствовать, если бы не одно НО, о котором мы поговорим в самом конце статьи.

Вопросы есть,
но кто ответит?

По инициативе местных жителей и администратора группы «Берёзовый Рядок» социальной сети «ВКонтакте», педагога и художницы Оксаны Шалимовой мы организовали встречу в деревне Берёзовый Рядок у футбольного корта. Дождь вынудил нас переместиться в здание администрации Залучьенского сельского поселения, куда и пришли порядка 30 заинтересованных в решении проблемы граждан. Руководитель территориального отдела Михаил Симоненко обозначил ряд моментов, дополняющих картину того правового безобразия, что произошло на заповедной территории чуть более 10 лет назад. После с заявлениями выступили жители и дачники.

– Я прописана в Зеленограде, но проживаю в Берёзовом Рядке 23 года, — рассказывает Нелли Баканова. — Не понимаю, как можно забрать у людей дорогу, которой пользовались десятилетия? Как можно было отдать участки с лесом у самого берега?!
– Собенские озёра были объявлены памятником природы регионального значения, — говорит Михаил Трошин. Я проживаю здесь 42 года и помню время, когда в бору стоянка туристов была запрещена. В деревне была резная табличка с информацией об особом статусе территории.

— С 2005 года отдыхаю в лесах Селигера, а недавно приобрела здесь участок и стала жителем этого прекрасного края, — взяла слово Тамара Семёнова. – И я не могу понять, почему встреча проходит без представителей собственников земельных участков? С ним разговаривал кто-нибудь? Вы спрашивали, что они планируют здесь?
Обмен репликами и мнениями продолжался около часа. На нашем сайте seliger-news.ru мы в ближайшее время опубликуем видеосюжет с выступлениями жителей деревни. Пока же обозначим общую позицию. Жители не оспаривают, что участки нынешними собственниками Ильиным и Буяновым были приобретены законно. Это, скорее всего, так. В то же время, они ставят под сомнение законность их формирования комитетом по управлению имуществом, аренду и последующее оформление в собственность, которые произошли в начале всей этой эпопеи.

Но даже не сам факт выделения участков тревожит жителей. Как они сами заявили: «Земли нам не жалко». Волнует их доступность дороги, которой пользовались многие десятилетия, воинского захоронения, которое они посещают 9 мая, берегов Собенских озёр, на которых привыкли отдыхать, ну и сохранность самой природы.

А вот по поводу допустимости хождения по протоке автомобильного транспорта мнения разделились. Большинство справедливо считают, что через протоку, оставляя следы нефтепродуктов в чистейших водах (!), транспорт ходить не должен. Только пешеходы! Были и другие мнения, но они разбиваются об установленный в 1982 году статус особо охраняемой природной территории, который никто не отменял. Кроме того, движение автотранспорта по протоке является нарушением запретов, установленных подпунктом 4 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса РФ, в соответствии с которым в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств.

Наличие в бору сотен туристов не очень тревожит жителей. Позиция звучит так: «Пусть пешие туристы отдыхают, но бережно относятся к природе, не оставляют за собой гор мусора». Тут можно вспомнить, что художник и педагог Детской школы искусств им. И.К. Архиповой Оксана Шалимова со своими воспитанниками недавно проводила в бору субботник. Ребята собрали боле десяти мешков мусора.

Заповедная территория

Мы добрались до окраины деревни, где в основном живут дачники, и оказались на поросшем одуванчиками и травой поле. Здесь начинается частная территория площадью 10 га, принадлежащая осташковскому предпринимателю Юрию Ильину. В её границах оказалась и дорога, ведущая к протоке. Едем по ней дальше и утыкаемся в забор со знаком «Стоп». Это уже территория второго собственника – Ивана Буянова. Пешим ходом осматриваем всё, что оказалось за преградой. Это территория площадью 12 га с соснами и другими хвойными и лиственными деревьями, выходящая на крутой берег озера. Судя по кадастровой карте, она уже поделена на 19 участков.
На пути к протоке стоит сторожка с бдительным охранником и собаками. Забор в настоящее время движению не мешает. Он идёт вдоль тропы. Это пока идут судебные разбирательства. А что будет дальше? Неизвестно! А когда Буянов решит продавать нарезанные на его земле участки, как поведет себя новый собственник, завладевший дорогой? Тоже вопрос. «Поставят шлагбаум и будут взымать дань с туристов, отправляющихся в Картунский бор через протоку», — вспомнилась мне фраза, произнесенная кем-то на собрании. Заметив движение на тропе близ забора, охранник принялся снимать нас на камеру мобильного телефона. Вопросов он не задавал. Дано хозяином указание снимать, вот и снимает.

Миновав протоку, мы оказались в Картунском бору. Со стороны деревни Картунь сюда дорога тоже есть, но она пролегает через болотистые поля, преодолеть которые сможет не всякий подготовленный внедорожник. Любуясь здешними красотами, я еще раз отметил для себя, что автомобилям тут не место. Территорию нужно оберегать. Она уникальна.

Мы добрались до воинского захоронения, о котором нам рассказывали местные жители. В Картунском бору в годы Великой Отечественной войны находился военный госпиталь. Погибших солдат хоронили здесь. Последнее пристанище для 791 солдата содержится в порядке. Памятник покрашен. На могиле — свежий венок и цветы.
Также в рамках нашего путешествия по особо охраняемой природной территории мы посетили базу ГЕОХИ. Четыре гектара земли официально оформлены под рекреацию. Законно построены 40 маленьких деревянных домиков. Есть столовая. Последние два года база заброшена. Сменилось руководство. Будет ли использоваться в дальнейшем, никому не известно.

В этот день шёл дождь, но палатки, пусть и нечасто, нам всё же встречались. Мы рискнули побеспокоить отдыхающих. В их лагере было чисто. Вокруг мусора мы тоже не обнаружили.

— Мы из Москвы. Отдыхаем здесь семьями третий год, — рассказывает мужчина. – Туристов в этих местах очень много. Встречаем одних и тех же на своих насиженных местах. Добираются все по протоке. Через Картунь не проехать. Мусор всегда увозим с собой. История с забором нас тоже встревожила.

Размышления в дороге

После посещения Картунского бора и Собенских озёр, мне стало понятно, почему так боятся местные жители и туристы потерять доступ к этой территории. Хотелось бы задать вопрос людям, сформировавшим изначально два огромных куска земли в деревне Берёзовый Рядок, включившим в их границы дорогу и прибрежную зону и допустившим их передачу в собственность новоявленным лендлордам. Неужели нельзя было сразу разбить их на небольшие участки вдоль дороги, что позволило бы продолжить цивилизованное строительство домов и развитие деревни?
Пришедшие на встречу жители деревни произвели на меня крайне приятное впечатление. Это не какие-то бузотёры, не играющие роль собаки на сене жадные до земли селяне, а активное сообщество здравомыслящих граждан. В цивилизованном обществе соседи стараются сохранить меж собой добропорядочные отношения и разного рода ассоциации домовладельцев или советы граждан являются важной частью самоуправления. В некоторых странах дом свой не покрасишь, не посоветовавшись с соседями, а не испортит ли это общий вид улицы? У нас же легко могут обтяпать тихо дельце, лишив жителей доступа к памятнику природы, берегу, полуострову… У нынешних владельцев огромных земельных участков в Березовом Рядке был шанс выйти на контакт с соседями, но до сего дня они этого не сделали, несмотря на широкий общественный резонанс. Не рассказали о планах и дальнейшей судьбе дороги. Не развеяли опасений. Почему?!

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий