В Осташкове появился новый музей и первое, что по этому поводу хочется сказать: как же так получилось, что его не было прежде? Тут же невольно вспомнишь пословицу про сапожника без сапог и портного без кафтана. Так вот и Селигер до сего дня просуществовал без музея рыбы. Исправить эту несправедливость, нашедшую своё выражение в народной мудрости, взялся известный осташковкий мастер, музейщик-энтузиаст Игорь Афанасенко.

Справедливости ради отметим, что некоторое время в Осташкове музей рыбы всё же существовал в здании бывшей гребной базы на переулке Чайкин. Здание это на берегу Селигера уже много лет пустует. Музей исчез бесследно.

И вот пару недель назад на Ленинском проспекте, на стене дома, где прежде располагался туристический и спортивный магазин «Юнис» появился размашистый баннер: «Музей рыбы и не только». В этой надписи безошибочно узнавался авторский стиль нашего доброго друга Игоря Афанасенко – владельца известного даже за пределами нашей страны «Музея забытых вещей и не только». Мы поспешили к нему в гости.

Не успев еще зайти внутрь, обращаем внимание на тот самый баннер. Читаем «Музейрыбы ине только»… Что это? Зачем так причудливо слиплись буквы? – Улавливаете, почему написано именно так? – интересуется, вышедший нас встречать музейщик. Мы, конечно, догадались, что “ошибки” допущены умышленно для привлечения внимания прохожих.

Оказавшись внутри, прежде чем приступить к осмотру экспозиции, просим Игоря Александровича ответить на вопрос, который волновал нас более всего. Значит ли всё это, что столь полюбившийся гостям Селигерского края «Музей забытых вещей и не только», расположенный в здании бывшей детской консультации, прекращает своё существование?

– Нет, — заверил нас Афанасенко, — то, что вы здесь видите, возникло не вместо, а в добавок к уже существующему музею. Просто там со всеми моими экспонатами мне уже не разместиться. Да и к тому же, как может существовать прославленный рыбным промыслом Осташков – город, на гербе которого мы видим три ерша, без музея рыбы?! Сказать по правде, экспонатов в моей коллекции хватит еще на два самобытных проекта.

Сомневаться в сказанном не приходится. Игорь Афанасенко — удивительный мастер с уникальным видением того, как привычные, утратившие изначальный функционал бытовые предметы, которые мы часто называем металлоломом, разные деревяшки, кусочки керамики и ткани, соединяясь вместе, могут становиться подлинными произведениями искусства.

Начинаем знакомство с богатым содержанием этого музея. А это сотни предметов!

— Некоторые работы в направлении «стимпанк» я перенес из своего музея на улице Володарского, — рассказывает Игорь Александрович. — Какие-то экспонаты на тему водного мира Селигера у меня были подготовлены ранее и ожидали своего часа. Тут нужно сказать, что идею этого музея я вынашивал давно, но вплотную её воплощением занялся в январе этого года. Очень хотел открыться ко Дню города. Работал без выходных. Напряженные пять месяцев!

Основную часть экспозиции занимают рыбы, сделанные из множества искусно подобранных металлических деталей. Вход пошло вcё: пружины, пластины, колечки, трубочки, пропеллеры, зажимы, цепи, мясорубки, микросхемы, гаечные ключи, часовые шестерни, столовые приборы… Бац! И перед нами великое разнообразие ихтеофауны. И у каждой рыбы свой характер! Вон, скажем, ощетинилась транзисторами хищная щука, а рядом блестит нарядной бижутерией модник карп. Загляденье!

Здесь есть щуки из ножовок, а есть из сапог. Большая рыба из галстуков, деревянные рыбешки и керамические. Выбранный материал и особое видение автора в конечно счете и определяют, какой характер будет у экспоната. В основном они доброжелательные и милые. Но есть и такие рыбы-монстры из комбинаций различных материалов, что вполне могут напугать впечатлительных посетителей.

С металлом и деревом Игорь Афанасенко работает давно. Это нам известно. Что же касается настенных керамических рыбок, коих тут также очень много, то их делает его приятель. Разумеется, воплощает он задумку самого владельца музея.

Обращаем внимание на большую витрину у входа. За стеклом несколько десятков фигурок из оникса и металла. Какие-то забавнейшие черепахи, рыбы, птицы и целые композиции.

— Я познакомился в Москве с пакистанцами, которые привозят в Россию традиционные изделия из оникса. Доставляют их самолетами.

Некоторые при транспортировке бьются. Эти обломки я и забираю, чтобы дать им новую жизнь. Вот была разбитая вазочка. Добавляем несколько элементов, и, хоп, и получилась животинка.

Экспозицию мы осмотрели трижды. Ровно так и следует поступать. Сперва быстрым взглядом пробежаться по стенам и витринам, составив первое общее впечатление. Затем внимательно познакомиться с каждым экспонатом. Тут вы, наверняка, уже найдете десяток предметов, которые вам приглянуться особенно. И вот после этого вы можете посвятить все оставшееся у вас время, изучая, из каких же деталей сотворены эти создания.

Завершая знакомство с музеем, мы поинтересовались, а много ли посетителей? Какова их реакция?

— Туристы проявляют большой интерес, — ответил Игорь Александрович.

– Реакция у них одна: «Мы такого нигде не видели!». А я считаю, что музеи такими и должны быть. Они должны производить удивление!

Дарить радость открытия чего-то нового. А вот местные жители, к сожалению, интереса не проявляют. Вот вам простая математика. Я посчитал, что за минуту мимо музея проходит в среднем три человека. За час – 180. Как вы думаете, сколько из них остановились, хотя бы прочитать, что написано на информационном стенде?

Каждый раз нам очень досадно слышать такое о земляках. Очень хочется, чтобы талантливые энтузиасты, подобные Игорю Афанасенко, получали поддержку или хотя бы внимание от тех, ради кого они всё это затевают. Мы желаем благодарных посетителей, развития и не только этому действительно классному музею!

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий