Два последних концерта XXXIII фестиваля искусств «Музыкальные вечера на Селигере» были посвящены музыке, которая появилась всего-то чуть более 100 лет назад в Новом Свете: танго – в Аргентине, джаз – в Соединенных Штатах.

Столица Аргентины – Буэнос-Айрес. По выражению Петра Вайля, это искусственный спутник Европы в Латинской Америке. Там, в этом городе свежего воздуха, в его борделях родилось танго. «Танго — танец умышленный, рассудочный, расчисленный. Дуэт двух солистов. Танго можно не чувствовать, но нельзя не понимать. Это ритмико-мелодическая гармония, требующая осмысления. Танго — это философия.

В Аргентине культурный герой танго — Карлос Гардель, после гибели которого в авиакатастрофе прошла цепь самоубийств по всей Латинской Америке. Это было в 35-м, и с тех пор — изречение стало поговоркой — «Гардель с каждым днем поет все лучше и лучше». (Петр Вайль «Гений места»).

Астор Пьяццолла, столетию которого была посвящена программа концерта Губернаторского оркестра «Российская камерата», взялся если не ломать, то жестко реформировать вот это «аргентинское всё». О, это был еще тот революционер! В четыре года отец подарил ему губную гармошку, в восемь – бандонеон (что-то вроде гармоники, концертино), с которым впоследствии Пьяццолла не будет расставаться и простецкому инструменту станут «подпевать» арфа, скрипка, гитара…

Жизнь маэстро будет протекать между Аргентиной и США. Его интерпретациями танго, его сочинениями будут восхищаться и их же поносить. И только в 70-е Аргентина, наконец, признает славу своего сына-бунтаря, жанр нуэво танго завоюет всемирное почитание, а произведения станут классикой. Он уйдет в 1992 году, когда на экраны выйдет известный голливудский фильм «Запах женщины». И «Либертанго» Астора Пьяццоллы, исполненное Аль Пачино в роли слепого полковника, навсегда станет щемящей нотой драмы и восхищения. И кажется, что с годами Пьяццолла пишет музыку все гениальнее, а Пачино танцует всё лучше…

На концерте мы услышали весьма серьезные произведения Астора Пьяццоллы в исполнении «Российской Камераты», а также очень прозрачные, наполненные восхищением и грустью, — «Аве Мария», милонгу «Ангел». Музыканты «прошлись» по истории танго; в одноименной сюите как бы прописан ход реформации – от бордельной танцульки до микса из традиций, классики, джаза… И конечно же, в финале — «Либертанго».

Браво Андрею Кружкову – дирижеру, а теперь еще и художественному руководителю нашего фестиваля! Музыканты блистательно исполнили свои партии: гитары – Татьяна Николаенко, арфы – Татьяна Емельянова, баяна – виртуоз Максим Сальников. Радостно было видеть и слышать скрипку-приму оркестра Анечку Мильтонян, отец которой Степан Ованесович в 1987 году задумал проводить фестиваль классической музыки в нашем городе, и уже в 1988 году «Музыкальное лето Селигера» встречало первых зрителей и звезд музыкального Олимпа.

9 июля 2021 года тоже была своего рода премьера: концерт впервые проходил на сцене Районного дома культуры – нашего легендарного театра. Мнением музыкантов обязательно поинтересуемся, но зрителям в зале было комфортно и празднично.

Наталья Николаева

Добавить комментарий