Где поставить запятую, если речь идет о сохранении исторических зданий? Как их сохранить в маленьких дотационных российских городах, к примеру, как наш Осташков? Наверное, сегодня никто не знает ответа.

Вести о заброшенных, разрушенных, гибнущих памятниках приходят, чуть ли не из всех регионов России. Складывается впечатление, что мы стремительно утрачиваем историческое и культурное наследие.

Система передачи объектов культурного наследия частникам себя не оправдала. Ремонт старинных зданий требует соблюдения четких критериев, в частности экспертизы, что порой значительно увеличивает стоимость работ.

«Проще снести и построить новое здание, чем реконструировать, а тем более отреставрировать старое» — рассуждают представители бизнеса. Действительно, не всякий осилит дорогостоящую реставрацию зданий, которые не ремонтировались десятилетиями. Тем более, что как жилые многие исторические здания использовать нельзя, надо размещать в них что-то иное, а что? Часть памятников в Осташкове в полуразрушенном состоянии, с забитыми окнами и дверями. Таблички гласящие, что «памятник охраняется государством» давно уже ничего не значат. Сегодня реальной заботы об историческом и культурном наследии почти нет. Возможно, через 10-15 лет охранять и спасать уже будет нечего.

Осташков из тех провинциальных городков, что очаровывает сразу и навсегда. И его прелесть, конечно, не в новых многоэтажках, а в старых улочках, купеческих домах, памятниках с богатой историей. Убери это все и Осташков с его более чем 650-летней историей никому не станет интересен. А культурное и природное /оз. Селигер/ наследие округа – золотой фонд для превращения того же туризма в отрасль экономики. Многие отдыхающие едут к нам за провинциальностью, тишиной, уютом, историей, наконец. А город встречает их не только своей историей, но, к сожалению, и разрухой.

Осташков имеет статус малого исторического города России. Он памятник грандиозных градостроительных преобразований Екатерининской эпохи. Но в настоящее время состояние архитектурных памятников семнадцатого – девятнадцатого веков, старинных зданий и просто старых домов, которые включили в реестр объектов культурного наследия /далее ОКН/ для численности катастрофическое.
Причин несколько. В Тверской области и, в частности, в Осташкове это бездумная постановка на учет практически всех зданий по принципу лишь бы оно было старое. В надежде, что чем их будет больше, тем больше государство выделит денег и на реставрацию подобных зданий, и на содержание инспекторов по их охране. И все это старое стало ОКН и взято под охрану.

А в 90-х годах произошло резкое сокращение государством расходов на ремонтно-реставрационные работы объектов культурного наследия. А таких на сегодня в Тверской области насчитывается около 10 тысяч. Намного больше, чем, к примеру, в Москве и на порядок больше, чем в соседних областях. Со всеми вытекающими отсюда для нас последствиями. Одно из них во введении единого режима восстановления и использования. Оно одно, и, к примеру, для нашей пожарной каланчи, являющейся одной из визитных карточек города, и к обычному старому полуразрушенному дому, причисленному к ОКН просто для численности.

Положение усугубляется и тем, что города, на которые нам бы равняться – Тверь, Москва сами являются одними из лидеров по сносу ОКН. Как с горечью отмечают, московские журналисты из еженедельника «Мир новостей» в столице застройщики получают необходимые им разрешения на снос объектов культурного наследия по электронной почте практически мгновенно. Реновация, однако… И это не удивительно, ведь древняя Москва, с ее богатейшей историей отказалась от статуса исторического поселения, а проще от исторического города. Молодые по сравнению города Санкт-Петербург и наш Осташков этот статус имеют.

Статус-то имеют, да не имеют должного внимания со стороны государства. А нам крайне необходимы меры поддержки, в том числе и финансовые. Кроме Осташкова статус исторического поселения Тверской области еще имеют Торжок и Торопец.

До недавнего времени таких поселений или проще — исторических городов в области было 14. На сегодня 11 городов потеряли этот статус, в частности Тверь, Ржев, Вышний Волочек, Старица… Тут бы гордиться за наш Осташков, тем более что облик города постепенно меняется к лучшему, да не дают этого сделать развалины старых домов и заброшенные здания на некоторых, в том числе и центральных улицах города. Мрачный, гнетущий вид, которых, представляет интерес, разве что для ищущих приключений подростков, бомжей, да любителей мистики.

Ну да оставим за скобками первый из двух извечно русских вопросов: «Кто виноват?» и сосредоточимся, на решении второго — «Что делать?»
О том, какие имеются способы и варианты спасения объектов исторического и культурного наследия в Осташкове, что можно сделать в условиях сложной политической и экономической ситуации в мире и в нашей стране, я расскажу в следующем материале.

ПРИЗРАКИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Что делать, чтобы не потерять и сохранить то, что несет в себе культурную и историческую ценность для нашего города?

Объекты культурного наследия построены не вчера, и чем они старше, тем меньше прочности в их элементах и конструкциях. Тем более, если не следить за состоянием здания, не вкладывать в него своевременно средства. Сегодня статус «памятник культурного наследия» мешает ремонтировать дом в обычном порядке. Необходимы дополнительные расходы на экспертизы, надзоры и т.д. А средства на это не выделяются…

Рабочая, 26

Значительная часть памятников истории и культуры Осташкова разрушены на 90%. Многие из них представляют реальную угрозу для жизни людей, что вызывает справедливые нарекания жителей города. Ведь руины эти не только уродуют город, но и представляют серьезную опасность: стены некоторых из них могут рухнуть в любой момент и погрести под собой не одну человеческую жизнь.

Необходимо, не откладывая, обратиться в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с просьбой провести в Осташкове историко-культурную экспертизу. На ее основании исключить некоторые объекты культурного наследия /ОКН/ из единого государственного реестра в связи с их полной физической утратой. К примеру, некоторые дома на улице Рабочей.

Также есть основание полагать, что часть зданий, находящихся сегодня в аварийном состоянии, не являются ОКН, так как в свое время были включены в государственный реестр просто для численности. Такие здания, готовые рухнуть в любой момент, необходимо лишить статуса охраняемого объекта в связи с утратой ими историко-культурного значения, и снести, пока не случилось какого-нибудь ЧП.

На месте снесенных зданий строить новые, не нарушающие архитектуры старинных улиц. Важно сохранить историческую застройку старой части города, которая ценится как самими горожанами, так и гостями Осташкова.

Приоритетная задача в настоящее время — поменять законодательство, как областное, так и федеральное, чтобы работа по сохранению культурного наследия стала более эффективной.

Правительство РФ представило в Госдуму проект федерального закона
№839133-7 – о внесении изменений в ФЗ «Об объектах культурного наследия /памятниках истории и культуры/ народов РФ / в части изменения порядка работ по сохранению ОКН/. И Тверская область стала одним из инициаторов внесения изменений в федеральное законодательство. Что называется, наболело… Рассмотрение этого законопроекта Государственной Думой в последнем чтении намечено на декабрь 2022 года.

Следующий вариант по сохранению, ремонту и реставрации ОКН — войти в программу по сохранению исторических городов и получить на это грант от международного банка развития стран БРИКС. Такой, к примеру, грант на сумму в 1,5 млрд. рублей /в пересчете с долларов/ на восстановление исторической части города несколько лет назад получил Торжок. Напомню, что статус исторического города или исторического поселения в Тверской области имеют кроме Торжка наш Осташков и Торопец. Но Торопец к своему юбилею, а в 2024 году ему исполнится 950 лет, получит значительное федеральное финансирование, в том числе и на работы по реставрации объектов историко-культурного наследия. Так что наш Осташков остается единственным кандидатом от Тверской области на получении такого подарка от банка БРИКС. Вот только продолжит ли он финансировать эту программу? Вопрос… Во всяком случае, надо составить соответствующее обращение на имя министра культуры РФ и губернатора Тверской области И.М. Рудени. Последнее важно, так как у администрации области сложились доверительные отношения с руководством банка БРИКС. Достаточно сказать, что реставрационные и восстановительные работы Тверского императорского Путевого дворца проходили и на деньги этого банка.

Чтобы получить средства на ремонт и реставрацию ОКН, необходимо предпринимать попытки войти в федеральные целевые программы «Культура России» и «Наследие», что, правда, непросто. Есть подобная программа и в Тверской области, но ресурсы ее крайне ограничены. На этом далеко не радужном фоне выигрыш тендера на проведение ремонтных работ по сохранению ОКН федерального значения Колокольни Преображенского собора надо расценивать как большую удачу администрации Осташковского городского округа.

Можно подумать и о подготовке на базе нашего колледжа реставраторов, имеющих право работать с памятниками. Таких специалистов в области крайне мало.

У Осташкова огромный потенциал – туристический и паломнический, прекрасный историко-архитектурный и природный ландшафт. Но для реализации этого потенциала нужно четкое понимание, что необходимо делать. В частности, найти решение проблемы сохранения объектов культурного наследия – памятников истории и архитектуры. Необходима консолидация властей, общественности, депутатов.
Город должен развиваться, быть комфортным и интересным для современного человека. Но нельзя забывать и о прошлом.

Юрий Михеев, член президиума Осташковского городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, председатель комиссии по социальным вопросам и благоустройству

Добавить комментарий