Краеведческий квест — как форма привлечения молодёжи к изучению истории родного города
На прошлой неделе отдел спорта и молодёжной политики Осташковского городского округа совместно с краеведческим музеем организовал краеведческий квест. В игре-путешествии приняли участие граждане, желающие приобщиться к истории Селигерского края.
Горожане и гости города в тот день могли увидеть небольшие группы людей, увлечённо передвигающихся по городу, что-то оживлённо обсуждающих. Команды-участницы квеста состояли их учащихся школ; отдыхающих на Селигере студентов вузов, а также жителей и гостей Селигера.
Предварительно на телефоны участников пришли фотовопросы: снимки с историческими местами Осташкова 19 века-70-х годов 20 века. Нужно было узнать место и найти его в современной городской среде. После того, как задание было выполнено, организаторы игры на телефон присылали вопросы, ответив на которые можно было набрать дополнительные баллы. Некоторые задания оказались сложными для всех команд, и тогда на помощь приходили сотрудники музея и наводящими вопросами выводили участников к правильному ответу.
Одним из очень сложных стало задание определить место памятника, посвящённого 100-летию Осташкова, который когда-то находился на Торговой площади. С помощью сотрудников музея участники квеста узнали, что сохранившиеся фрагменты памятника перенесли в начале 20 века на полуостров Житное, где он сейчас и находится на братском захоронении.
Ответив на 12 фотовопросов, участники каждой команды проявили знания истории, находчивость, смекалку и творческие способности. Так, например, у памятника Юрию Гагарину команда должна была экспромтом исполнить патриотическую песню. В тот день звучали песни «Катюша», «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; разливались, щемящие сердце, строки песни из кинофильма «Белорусский вокзал»: «Здесь птицы не поют, деревья не растут и только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут…».
Чуть более двух часов участники команд вспоминали исторические даты, искали памятные места, изучая архитектуру, историю города, биографию уроженцев края — академика Анатолия Ивановича Савина, Героев Советского Союза Константина Сергеевича Заслонова и Ивана Васильевича Быкова.Узнали о городском устройстве, социально-значимых учреждениях, открытых в 19 веке, о пожарной команде, театре. Участники показали по истории высокие знания, и хоть в сложных случаях не возбранялось пользоваться интернетом, старались своим умом находить правильный ответ.
У всех остались приятные впечатления от игры. Весело, задорно и с пользой провели один из каникулярных дней.
Сборная осташей и гостей города «Гости из будущего» заняла первое место, на втором месте — сборная команда учащихся городских школ «Селигерские почемучки», на третьем — команда «Селёдки», составили которую студенты вузов.
Один из организаторов, старший научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Татьяна Миронова рассказала, для чего нужны исторические квесты.
— Досуг — это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: общением, играми, творчеством, спортом, экскурсиями, философскими размышлениями. Все чаще молодёжь ищет способы интеллектуального развлечения, где широко используются способности человека усваивать знания и решать с их помощью любые нестандартные задания, находить выход из запутанных ситуаций. Именно поэтому квесты получают все большую популярность.
Кто из нас не помнит старую добрую игру в «записочки». Когда-то она считалась излюбленным развлечением в детских оздоровительных лагерях и санаториях. Суть игры была предельно проста. Команда игроков (или даже один игрок) получает записку с каким-то простеньким, но обязательно зашифрованным заданием. Точное выполнение этого задания позволяло отыскать вторую
записку с новой задачкой. Решив и ее, участники получали возможность найти следующую записку… Игра обычно предполагала выполнение 10-12 заданий. По результатам всех испытаний (разгадки всех записок и решения всех задач) победители получали заслуженный приз. Сами того не подозревая, пионеры и комсомольцы в советское время играли некогда в то, что теперь получило звучное название «квест».
Что же такое квест? В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей, решение загадок. В настоящее время «квест» — это игра по заранее продуманному сценарному плану, в которой нужно проявить интеллектуальные способности, сообразительность, находчивость, интуицию, кроме того — это просто активная форма отдыха.
Актуальность использования квестов для организации досуга подрастающего поколения сегодня осознается всеми. Исходя из опыта, можно утверждать, что современные подростки лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе обучения. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества, — подытожила Татьяна Александровна.
Остаётся добавить, что от отдела спорта и молодёжной политики участникам квеста были вручены памятные подарки и сувениры. А молодёжь пожелала, чтобы такие игры, возвращающие в прошлое, проводились почаще.
Ирина ТИНУС