Сегодня та же тема – добровольное (или кем-то тщательно продуманное?) отупление. Приняты новые образовательные стандарты, из которых первым делом обращают на себя внимание стандарты в области словесности. Все-таки ее вновь решили разъединить на русский язык и литературу. Но что с литературой-то сделали! Согласно некоего автора-составителя программ, академика РАН Рыжкова, писателей, чьи произведения рекомендуются к прочтению, расставили … по алфавиту. Не по историческим эпохам, без понимания которых и знания эволюции литературных процессов невозможно понять текст. Не по принадлежности к жанрам, а так, запросто, как в мобильной записной книжке, — по алфавиту.
Не будем говорить даже о том, что из этого тазика реформ были выплеснуты баснописец Крылов, мастер рассказа Лесков, поэты пушкинской поры и классики советского периода, причем, именно классики литературы, а не соцреализма, — Константин Симонов, Виктор Астафьев, Михаил Исаковский. Мы только-только открыли для себя Ивана Шмелева, а через его проникновенные строки «Лета Господня» — красоту подлинно христианской жизни, и на тебе – туда же, на обочину столбовой дороги обязательного прочтения. Зато появились Пелевин, Улицкая, Домбровский — прямиком из литжурналов.
И все же, разделяя справедливое возмущение общественности, прежде всего педагогов, литераторов, по поводу новых «границ позволенного», скажу: прежде чем задумываться, что читать школьнику, давайте зададим вопрос: а будет ли он читать вообще? На наших глазах, лет за двадцать совершился, по-видимому, необратимый процесс: читать перестали. Не только и не столько виновато крушение советской эпохи. Нет, просто пришла эпоха другая – электронных носителей информации. Это только в старорежимных стихах малыш, не умеющий читать, знал, что «надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти» и умолял «сестрицу: «Ну прочитай еще страницу!». Теперь этот же малыш трех лет от роду берет волшебный карандаш и, водя его по страницам яркой книжки, слушает сказку. Не говоря уже про другие гаджеты вроде айпадов.
Но книжка ушла из семьи еще раньше. Уверена, что в школу ходит второе поколение детей, которым не читали дома книги. Ну просто ушла из многих семей эта культура: чтение книги на ночь, прочтение по ролям, походы с мамой-папой-бабушкой в библиотеку. Еще детские раскраски, простенькие сказки-прибаутки (в ужасном эстетическом исполнении, по большей части) иногда листаются, а потом красивенные тома сказок пылятся на дальних полках: а зачем, если можно поставить мультик, включить компьютер с игрой, откупиться от теплого и полезного общения чупа-чупсом и/или мобилкой…
Да, к школе можно предъявлять претензии о недостаточном качестве образования. О выхолащивании предметов, которые «учат на Человека». О недостатке в школах педагогов, у которых все читают и размышляют, а не просто проходят. И все же чтение – это навык, который формируется в раннем возрасте, в семье. А уж что там читает долгими зимними вечерами мама сыну, дед – внучке, вопрос вкуса: Хармса или Чуковского, Рубцова или Крылова…
Наталья Николаева

Добавить комментарий