К юбилею старейшего тренера Детско — юношеской спортивной школы Зинаиды Ганьшонковой

За три года до начала Великой Отечественной войны в простой рабочей семье Терентьевых родился пятый ребенок – дочь Зинаида. Однако титул младшенькой достался Тамаре, появившейся на свет в сороковом. Казалось, что дальнейшему продолжению рода Терентьевых ничто не помешает, и их скромный домик на Береговом переулке в старой части Осташкова продолжит наполняться веселым детским смехом.

Но земные планы семьи враз перечеркнула проклятая война. В числе самых первых защитников Отчизны, вставших в единый строй, оказался и отец Зои, Алексея, Николая, Георгия, Зинаиды и Тамары Степан Ильич. Выжить на передовой страшного побоища не помог ему и предыдущий опыт солдатской службы. В сорок втором Терентьевы получили последнюю весточку от своего любимого мужа и отца. По сей день красноармеец Степан Терентьев числится в списках пропавших без вести.


Мама Ирина Афанасьевна с достоинством перенесла тяготы военного лихолетья, не брезгуя самой тяжелой работой. Однако ее скромные заработки не позволяли многодетной семье полноценно питаться. В самые трудные моменты ее выручала похлебка из сушеных картофельных очисток и крапивы. А на помощь Терентьевым пришли даже красноармейцы, расквартированные в Осташкове. Особенно им полюбился шестилетний Георгий, который стал настоящим сыном полка. Специально для него сшили солдатскую форму и даже поставили на довольствие. Те же бойцы спасли от смертельного недуга и годовалую малышку Тамару.
Опыт выживания в тяжелые годы войны пригодился терентьевской детворе и в мирное время.

Учась в школе, мы дружной ватагой бегали на весенний лед Селигера, чтобы ловить снетка, прямо из береговых прорубей, специально оборудованных для этих целей взрослыми. Потом наступал черед остречонка (мелкий окунь – авт.). При этом в ход шли самодельные сачки из марли и прочие нестандартные орудия лова. А рыбы было столько, что она буквально кишела в майнах, — как показалось мне, с огромным удовольствием вспоминает страницу своего послевоенного детства Зинаида Степановна Ганьшонкова.


Взрослая жизнь раскидала братьев и сестер Терентьевых по всей стране. По комсомольской путевке отправилась на строительство Иркутской ГЭС Тамара. А сдав важный для страны объект в эксплуатацию, она переквалифицировалась в проводника. В принципе, об этой профессии она мечтала с детства. За десятилетия работы на пассажирских поездах дальнего следования Тамара Степановна исколесила десятки тысяч километров железных дорог от Красноярска до Москвы и Сочи.
Братья Алексей и Николай, отслужив срочную, остались жить и работать по месту своей воинской службы. Николай в Выборге, а Алексей — в Красково (Московская область).

Кстати, Алексей обладал талантом музыканта и до последних дней играл на большой трубе в одном из местных оркестров. А нотной грамоте он выучился в легендарном осташковском оркестре Владимира Шиманского, — с трепетом вспоминает перекрестки судьбы и своих близких Зинаида Степановна.
Зинаида же навсегда осталась в родном Осташкове и ни разу об этом не пожалела. Здесь она навсегда связала свою биографию с профессией детского тренера по спортивной гимнастике. Буквально на гимнастическом помосте встретила свою любовь в лице прекрасного тренера-наставника Евгения Алексеевича Ганьшонкова. Здесь же, на Селигере, дважды стала мамой, родив двух замечательных сыновей Анатолия и Владимира.


Сыновья, подчиняясь формуле жизни, предложенной родителями, росли всегда рядом – в спортивном зале. И вовсе неудивительно, что оба достигли определенных высот в мужской спортивной гимнастике.
Анатолий удостоился звания «Мастер спорта СССР». Представлял советскую гимнастику на соревнованиях в Германии и Болгарии, стал чемпионом Москвы. А после окончания института физкультуры навсегда осел в подмосковном Протвино, где долгие годы работает учителем в средней школе.


Диплом о высшем физкультурном образовании получил и младший сын Ганьшонковых Владимир, уже долгие годы живущий в Алма-Ате.
Сегодня прямой диалог сыновей с любимой мамой чаще всего осуществляется с помощью всемогущего интернета. Он же помогает самой спортивной бабушке Осташкова общению со внуками и многочисленными родственниками. Почти каждый вечер добрый скайп позволяет Зинаиде Степановне взглянуть в глаза дорогим ее сердцу людям, убедиться в том, что все они живы-здоровы. А это ведь главное для любой мамы и бабушки!


Время от времени Зинаида Степановна Ганьшонкова берет в руки альбом, который позволяет ей легко вернуться в далекую советскую молодость, самым тесным образом связанную с активными занятиями физической культурой и спортом.
После окончания семилетней школы девушка поступила в Осташковский механический техникум, но острые проблемы с черчением, связанные прежде всего с отсутствием чертежных инструментов и обычного ватмана, заставили Зину сменить техникумовскую аудиторию на класс школы ФЗО (фабрично-заводского обучения).


Это сегодня в беседе со мной Зинаида Степановна легко признается, что ее маме было просто не на что купить готовальню, а признаться в этом одногруппникам в свои юные года она не могла.
Но, как говорят, что ни делается – все к лучшему. Именно в ФЗО состоялась судьбоносная встреча Зинаиды с уникальным спортсменом, фронтовиком, инструктором физкультуры кожзавода Иваном Васильевичем Свистуновым. Именно он разглядел в ничем не приметной девушке задатки упрямой и талантливой спортсменки.
С его легкой руки Зинаида долгие годы защищала потом честь завода на районных, областных и даже республиканских соревнованиях по конькобежному и лыжному спорту, по волейболу и баскетболу, по гребле на яликах и велоспорту, по шахматам и шашкам. И сегодня многочисленные дипломы, кубки и медали напоминают Ганьшонковой о ее победах над соперниками и прежде всего – над собой. Ведь многие спортивные достижения требовали невероятных усилий, изнурительных тренировок, силы воли и других важных человеческих качеств, которые рождают чемпионов.


В какой-то степени все тот же Свистунов «изменил» и семейное положение Зины Терентьевой. По заданию парткома и профкома кожзавода 21 апреля 1957 года, в день православной Пасхи, он организовал в спортивном зале показательные групповые выступления гимнастов – работников предприятия. Среди них оказалась и Зинаида. Более того, для популяризации спортивной гимнастики пригласил из города Калинина нескольких высококлассных атлетов. В их числе был Евгений Алексеевич Ганьшонков, который не только покорил своим мастерством сердца осташей, но и добился-таки руки Зинаиды. Специально для этого, не раздумывая, сменил Калинин на Осташков, возглавив спортивную школу кожзавода, тренером в которой стала работать и его молодая жена.

Мама была против наших отношений, всячески поддерживала мой роман с курсантом мореходного училища, который до последнего верил в меня, гонял по льду озера Селигер на велосипеде с Городомли в Осташков. Но настойчивость Ганьшонкова взяла верх. Скромную свадьбу справили летом пятьдесят седьмого в нашем домике на Береговом, — вспоминает Зинаида Степановна.
В 1967 году спортивная школа кожзавода получила статус районной, перейдя в систему образования. Поэтому сегодня нетрудно высчитать общий тренерско-преподавательский стаж Зинаиды Степановны Ганьшонковой, переваливший за 60 лет. А еще через два года, как говорят, без отрыва от производства, наша героиня закончила Калининский педагогический институт.


Десятки ее талантливых учениц, словно перелетные птицы, разлетелись по стране, стали мамами и бабушками, но навсегда запомнили уроки своего тренера — Зинаиды Степановны Ганьшонковой, которая научила их держать равновесие не только на спортивных снарядах, но и в жизни. Среди них Татьяна Иванова, Маргарита Петрушина, Галина Коннова, Анна Васильева, Елена Савина, и многие-многие другие. Профессию тренера выбрали Галина Михайлович (Шохорова), Валентина Бойкова (Доморацкая), Людмила Пакина (Шохорова), связав свою судьбу с Детско-юношеской спортивной школой.
И сегодня опытнейший тренер помогает совсем юным гимнастам преодолеть страх. Страх высоты, страх сальто и кувырка.

Если раньше некоторые упражнения выполняли только взрослые кандидаты в мастера спорта, то теперь они подвластны способным десятилетним мальчишкам и девчонкам. Среди них есть и мои воспитанники Андрей Ваганичев и Иван Борщенко. Вырастут ли из них мастера, сказать не могу, но настоящими мужчинами стать они просто обязаны, — подводит итог нашей встречи Ганьшонкова.
Олег СЕВЕРОВ

Добавить комментарий