VII Международная конференция «Маргиналии-2019:
границы культуры и текста» прошла в Осташкове

В конце минувшей недели на улицах городского округа можно было наблюдать большие группы благообразных гостей. Выражались они для провинциального уха непривычно витиевато. Из летних мансард кафетериев доносились филологические термины. Совершая прогулки по центру городка, гости проявляли неподдельный интерес к его истории. Главным же местом сосредоточения этой мощной волны, напитавшей в последние летние дни наши улицы словесной и литературной культурой, стала центральная библиотека.

Седьмая по счету Международная конференция «Маргиналии-2019: границы культуры и текста» проходила в Осташкове с 30 августа по первое сентября. Местом проведения стала центральная библиотека.
Вероятно, не все читатели знают, что же это за слово такое «маргиналии». Поэтому заметку об уникальном формате фестиваля, по счастливой случайности оказавшегося на гостеприимных берегах Селигера, начнём с ликбеза. Итак, «маргиналии» (позднелат. marginalis «находящийся на краю»; от лат. margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.


То есть, конференция призвана привлечь филологов, литературоведов, лингвистов и культурологов, а не маргиналов, оказавшихся на обочине социума и себя ему противопоставляющих, как опасались некоторые, едва услышав незнакомое слово.
Сами организаторы необычного формата конференции его рождение объясняют так:


«Гуманитарное знание предлагает традиционное членение предметных сфер, которыми занимаются специалисты, работающие в конкретных областях. При этом целые пласты явлений оказываются маргинальны, попадая на «ничейную» территорию, находясь между – лингвистикой и психологией, философией и историей, искусствоведением, культурологией и т. д. Анализ конкретных проблем внутри подобных явлений с обращением к еще не охваченному традиционными дисциплинами материалу кажется наиболее эффективным способом развития методологии гуманитарного знания. Именно таким «пограничным» областям знаний посвящена данная конференция».


Конференции традиционно проходят в небольших провинциальных городах, ставших эпохой в истории русской культуры. Первая проходила в 2008 году – в Юрьеве-Польском, городе Владимиро-Суздальской Руси, создавшем архитектуру мирового значения, но всегда остававшемся окраиной. Вторая, в 2010 году – на севере, в Каргополе – на водоразделе Беломорского и Балтийского бассейнов.Третья, в 2012 году, в Касимове – городе, через всю историю которого проходила идея границы. Четвертая, в 2014 году, в Ельце – одном из самых древних пограничных городов России, возникшем на Юго-восточной окраине Киевской Руси еще в XI веке. Пятая, в 2015 году, – в Полоцке, самом древнем городе Беларуси, долгое время стоявшем на пересечении с культурными традициями Западной Европы. Шестая, в 2017 году, – в Торжке, старшем ровеснике Москвы, пограничном форпосте Новгородской республики.


Местом проведения седьмой конференции стал Осташков, определивший облик русского уездного города. В XVIII веке застройка Осташкова была признана образцовой и ее воспроизводили при реконструкции всех уездных городов Российской империи.


Тематика конференции включала три основных раздела: «От окраины к центру»: проблемы изучения периферии русского культурного пространства»; «Текст на границах художественного – как объект исследования разных гуманитарных дисциплин»; «Дневниковый и биографический текст: дневники, записные книжки, письма, мемуары, маргиналии».


География участников, а это преимущественно научные деятели и словесники, имеющие множество регалий и значимых достижений в сферах изучения языковой культуры и литературы, вобрала в себя представителей со всего света: Москва, Санкт-Петербург, Ольштын, Тампере, Нью-Йорк, Тула, Флоренция, Рига, Пермь, Вена, Воронеж, Рим и Барселона.


В течение трёх дней с утра и до самого вечера в центральной библиотеке участники «Маргиналии» представляли свои доклады. Тематика поражала воображение. Озвучим несколько названий для понимания широты и разнообразия обсуждаемых вопросов: «Маргинал, придумавший кухню российского среднего класса»; «Женщина легкого поведения: номинация и мотивация (по материалам архангельских говоров)»; «Уличные песни эпохи НЭПа»; «История любви московской обывательницы. Дневники Марии Николаевны Шустовой»; «Письма Г.Ф. Лавкрафта как объект междисциплинарных исследований»; «Дисфункционализация рок-культуры в воспоминаниях очевидцев: воспоминания периферийных музыкантов о советском роке рубежа 80-90-х гг.»; «Что такое метактант и с чем он нас ест?»; «Шут как маргинал в русских стихотворных фацециях XVIII века»; «Три урода (беспартийные евреи в руководстве
ОГПУ-НКВДМВД)».


Согласитесь, что сами названия докладов немало интригуют, а уж содержание там такое, что будьте любезны! Не наукообразно и сухо, а с интересом и долей юмора, там где он был уместен, филологи и специалисты смежных областей рассказывали о том, что как правило остается за рамками исследований. Это действительно любопытные факты. Нередко полемичные. Коллеги по итогам каждого доклада выстреливали точными и нередко колкими вопросами. Наблюдать за такой оживленной интеллектуальной баталией удовольствие особое.


Небольшой ложкой дёгтя можно счесть неудобства, с которыми участники конференции были вынуждены столкнуться в стенах самой библиотеки. Учреждение явно не было готово к приёму такого количества гостей. Потому нередко можно было наблюдать картину, когда, не найдя свободного стула в стенах библиотечного зала, уважаемый профессор или преисполненная возвышенными устремлениями филологиня были вынуждены присаживаться на пол.
Впрочем, позволим себе допущение, что значимым событием для участников конференции, способным перекрыть пережитые неудобства, стал концерт группы «Будущие покойники».

Гостеприимный хозяин и главный идеолог группы Николай Филимонов распахнул двери своего летнего сада на «файфе» (Октябрьская, 5). Оригинальное звучание и тексты группы способствовали неформальному общению словесников. Ну и, конечно, не устояв перед магической, пропитанной радушием атмосферой, вскоре многие из них также запели.


Заметку о новом событии в Осташковском городском округе хочется завершить, выразив некую витающую в воздухе необходимость. Если Осташков хочет стать городом высокой культуры, способным притягивать интеллектуальную публику и носителей этой самой культуры, то в рамках городского пространства должен появится некий центр, отвечающий запросам гостей. Назовём его условно культурным центром. На его базе могли бы проходить лекции, конференции, выставки, образовательные площадки и форумы. Возрождающийся город становится местом притяжения людей с новыми запросами. Эти люди, в свою очередь, могут предложить нам свои компетенции или даже обогатить собой территорию, став новыми горожанами. Упускать такие возможности нам никак нельзя.


Андрей РЯБОЧКИН

фото автора и
Ульяны БЫЛЕВСКОЙ

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий