Сто дней – это условный период, за который, как предполагается, избранное на пост должностное лицо должно сформировать команду, вникнуть в ситуацию, оценить ее и сделать наметки на перспективу. За стол для разговора сели глава и его заместитель Александр Панягин, с нашей стороны – главный редактор Наталья Николаева, шеф-редактор Алла Логинова, завотделом Олег Северов, он же исполнил роль фотокора.
— Андрей Евгеньевич, как вы оцениваете ситуацию в районе? На встречах с избирателями вы довольно конкретно обозначали список первых дел на посту главы. Все ли совпало с вашими довыборными представлениями?
— То, что планировали, и то, что мы увидели в реальности, – это большая разница. Без преувеличения, был шок: «дырка» в бюджете в 70 миллионов, 330 миллионов долгов, муниципальные предприятия недоходные (аптеки с нулевым финансовым результатом, по АТП – убыток). Дорог нет, финансирования нормального нет, электричество подорожало на 40%, что не было учтено в бюджете, проблемы по тепло- и водоснабжению, и так далее… Ощущение было такое, что двадцать лет в районе ничего не делалось. Это была первая эмоциональная оценка.
— Извините, но ведь вы были депутатом районной Думы, впоследствии Собрания депутатов, двух созывов, работали в бюджетной комиссии, принимали бюджет. И вдруг такое неприятное откровение – дырка в казне!..
— Последний бюджет, который принимался в конце прошлого года, был такой радостный, никакого сверхнормативного дефицита прописано не было. По заверению прежней администрации, кредит в 56 миллионов не требовал немедленного возврата. Однако нам его предъявили к оплате.
— Выходит, администрация сверстала, а депутаты утвердили сфальсифицированный бюджет?
— Если называть вещи своими именами, то да. Новый начальник финуправления Елена Викторовна Острецова проанализировала и доложила о разрыве в 70 миллионов. Кроме этого, в связи с действием 305 постановления администрации Тверской области об ограничениях по отчуждению земли в пределах курорта «Селигер» существенно снизились поступления в доход от продажи участков. И все еще не преодоленные последствия кризиса сказались на реализации выставленного на продажу по приватизации имущества. Расположенные на территории предприятия все полуживые, а значит, и налоги соответственные. Серьезный ущерб для местного бюджета нанес вывод кожевенного завода как налогоплательщика с территории района. То есть налогооблагаемая база сильно уменьшилась.
В этой ситуации пришлось мобилизовать все моральные и материальные ресурсы, а также подобрать работоспособную команду. На ключевые позиции пришли опытные управленцы, специалисты в своей области, для части которых уже была знакома специфика работы в администрации района. Стабилизирована работа в самой администрации. Все запланированные мероприятия проводятся — спортивные и культурно-массовые, прошло на нашей территории традиционное освящение Истока. Пришлось оперативно подключиться к восстановлению комплекса на истоке и, вопреки недоброжелательным публикациям в областной прессе, в день освящения все сооружения были в порядке. В этом большую роль сыграл Борис Озеров, мой первый заместитель. В муниципальном автотранспортном предприятии, которое представляет «черную дыру», пришлось поменять руководителя.
— Это хорошо, что район не отказывается от обязательств. Но дыра есть дыра, чтобы ее «заштопать», где-то придется урезать?
— Будем надеяться, что не придется. Перекредитуемся, постараемся реализовать имущество, например, электросети, по поводу которых идет постоянный нажим. И за реальную цену. Уверен, что желающие будут. И тогда компенсируем эти 70 миллионов. Но это последний реальный актив, который имеется для быстрой реализации.
— Это далеко не все неприятности, которые вам достались в наследство от прежней администрации…
— С первых же дней пришлось засесть за углубленный анализ всех принятых по имуществу и земле решений. Была создана рабочая группа из представителей администрации, депутатов, юристов. Было проанализировано на предмет законности более пяти тысяч постановлений за 2008-10 годы, из которых 300 были отменены. И 80 – из принятых за три месяца этого года, буквально по горячим следам.
— Андрей Евгеньевич, «курортное» ограничение в обороте земель пока сохраняется; серьезной прибыли от муниципальных предприятий ждать не приходится; интересных объектов имущества практически не осталось. В каком направлении, по вашему мнению, следует развивать экономику района? Еще недавно из уст прежнего главы мы слышали оптимистичные заявления о притоке миллионных инвестиций, о строительстве предприятий…
— Да, такие заверения звучали неоднократно. И сегодня приходят люди, обещают вложить в экономику миллионы в долларах и евро. Таких мы аккуратно разворачиваем; как показывает практика, таким дельцам в действительности нужно по-легкому получить лакомый кусочек земли. Нам нужны реальные, пусть и небольшие по объему инвестиционные проекты. Сегодня таких инвесторов ищем. Хотя, как мы уже упоминали, 305-е постановление о курорте является реальным препятствием для развития территории, оно отпугивает потенциальных инвесторов.
— Раз уж зашла речь об инвестициях. Почему подвисает реализация самого главного инвестиционного проекта – газификации района? У жителей много вопросов по этому поводу.
— Программа газификации тормозится и на уровне региона. Тверская область не вошла в программу Газпрома в этом году, поэтому приходится рассчитывать только на местные ресурсы. Заявлено 10 миллионов, чтобы совсем не выпасть из программы: ведутся какие-то проектные работы, доделывается вторая очередь. В области также нестабильная финансовая ситуация, ожидается секвестирование программ по софинансированию. «Пролетает» и Осташков со спортивным комплексом.
— А школа в Святом?
— Пока 3 миллиона 600 тысяч на год наших денег. Туда надо вложить порядка 48 миллионов, 25 из которых из местного бюджета. Так что в этом году, а возможно, и в следующем, ее не удастся ввести в строй. Это крайне невезучий проект, жертва проектных, управленческих ошибок — как минимум! Если удастся ее достроить и освоить все заложенные по смете средства, то квадратный метр будет стоить 84 тысячи рублей – как особняк на Рублевке!
— Еще о строящемся на территории города объекте по программе софинансирования, правда, не районной, а городской. Речь идет о жилом доме для реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Главой администрации Игорем Никитухиным было публично заявлено о нежелании района выделить средства для оплаты сверхнормативной жилой площади в новом доме.
— Цена вопроса 17 миллионов рублей. При названных мною суммах несхождения бюджетных расходов с доходами и долге, соответственно 70 и 330 миллионов. Ведь надо реально смотреть на вещи, не подписываться под проектом, на реализацию которого заведомо не хватит средств! Получается, что вместо двух с небольшим процентов местного участия мы должны вложить все 25! Это уже совсем другая программа. Надо пытаться поискать решения: проанализировать, кто из переселяемых жильцов готов оплатить большую, чем размер прежнего жилья, площадь, взять ипотечный кредит. Нужно было тщательнее работать с застройщиком, вступать в переговоры о снижении стоимости этих лишних метров. Но ведь проще перевести стрелки и затребовать деньги там, где их, уж так получилось, недостает. Мне непонятна и неприемлема такая позиция наших коллег – городской администрации.
— Стало известно, что самое крепкое хозяйство района, ООО «Луч свободы», ликвидирует поголовье птиц, работники получили предупреждение об увольнении…
— Не только «Луч», но и другое хозяйство, входящее в состав агрофирмы «Тверские зори» — …., сворачивает производство. Ну что тут скажешь? Инвестор – «КСК» не рассчитал своих сил. Чтобы сохранить птицеводческое хозяйство, готовое конкурировать с птицефабриками, надо было модернизировать производство, помимо яиц, производить и мясо птицы. Рынок! Это, конечно, проблема, учитывая трудности в трудоустройстве сельских жителей.
— Андрей Евгеньевич, не можем не спросить про дороги. Каждый въезжающий на территорию района по состоянию дорожного покрытия и сервиса делает вывод о дееспособности власти. Увы, за малую родину обидно…
— Вы правы. В этом году в Осташкове будут отремонтированы несколько улиц (Тимофеевская, Рабочая, переулок Советский) – по городской программе. На ремонт других дорог денег нет. Будем надеяться, что возрожденный Дорожный фонд станет эффективнее использовать аккумулированные средства, и в будущем году войдем в программу.
— В послесловие к вышесказанному: давайте совместно не допустим пустой траты средств на халтуру, установим административный и гражданский контроль за качеством ремонта.
— Согласен! Надеюсь, дела в дорожной отрасли района стабилизируются, к руководству ДСУ пришли адекватные люди. Организация нуждается в обновлении технического парка.
— По информации пресс-службы администрации, вы регулярно проводите прием граждан по личным вопросам. С какими вопросами к вам чаще всего обращаются? Какие из них удалось оперативно решить?
— Провел шесть приемов. Главные темы обращений – жилье и благоустройство, устройство детей в садики, земельные вопросы. Примерно в десяти случаях удалось найти решение – были необоснованные проволочки. Помимо граждан, есть коллективные обращения, приходится вмешиваться вне зависимости от сферы полномочий.
— А вот есть такой непростой коллективный представитель интересов населения как общественный совет. Не все, признаться, поняли суть вашего постановления о роспуске совета общественности при главе муниципального образования «Осташковский район» и главе МО «Городское поселение – г. Осташков». И одновременно о формировании совета при главе района. То есть это отказ от компромисса?
— Дело в том, что такая форма – совещательный орган при нескольких главах органов местного самоуправления — не соответствует положениям Устава МО «Осташковский район». Хотя представители поселений могут и должны входить в общественный совет. Постановление – это всего лишь приведение в соответствие с Уставом. Идет формирование нового совета; предложено порядка двух десятков кандидатур.
— Быть может, форма «совет общественности при главе» уже не соответствует духу времени? Не обратиться ли к опробованной на российском и региональном уровнях общественной палате?
— Мы думали над этим, и считаем эти предложения своевременными. Однако такая поправка должна быть закреплена в Уставе муниципального образования «Осташковский район». Пока же хочу обратиться к общественным объединениям с предложением: не замыкайтесь сами в себе, привлекайте к работе новых членов. Не увлекайтесь политикой, а направляйте энергию на решение уставных задач – работе с разными социальными и возрастными группами, населения; деятельности во благо города и района.
— Позвольте личный вопрос о политике. Андрей Евгеньевич, как мы знаем, до выборов вы входили в политсовет местного отделения партии «Единая Россия». Не согласились с решением этого органа, не выдвинувшим вашу кандидатуру для борьбы за пост главы, и вновь пошли на выборы без партийного благословения. Тем не менее, осташковские единороссы, похоже, не спешат признать за вами лидера. Иначе как объяснить неизбрание вас в новый состав политсовета? Как вы оцениваете сложившуюся непростую политическую ситуацию?
— Я остаюсь рядовым членом партии; мне понятны задачи «Единой России». Свои вопросы к руководству местного отделения я публично задал на партконференции. Меня не избрали членом политсовета, но не сомневаюсь: политика сегодняшних «лидеров» далека от уставных целей. Попрошу слово «лидеры» взять в кавычки, потому что Игорь Николаевич Никитухин исполняет обязанности секретаря политсовета в обход регламента (как стало известно, и после прошедшей 28 июня областной партконференции Никитухин не избавился от приставки «врио». – Н.Н.). Состав политсовета, избранного на майской конференции, не будет способствовать успеху партии на выборах в декабре-марте. Причина – недостаточно энергичных, авторитетных людей.
— По тому, что осташковские партийные лидеры – они же и руководители города, противоречия между двумя администрациями очевидны. Что очень досадно; отвлекаются силы от решения действительно насущных проблем территории.
— Пример со сверхнормативной площадью для переселенцев я уже приводил. Считаю, что глава городской администрации Никитухин, нанятый по контракту сити-менеджер, не совсем правильно понимает свои задачи. Увлечение политическими интригами, наверное, не позволяет полноценно заниматься хозяйственными делами.
— В заключение разговора хотим поинтересоваться ближайшими планами. Ведь лето для осташей – высокий сезон во всех смыслах, летний день год кормит…
— Желаю, чтобы была хорошая погода, чтобы наши земляки были радушными хозяевами, а гости остались довольными и щедрыми. Это позволит надеяться на приток дополнительных средств в нашу общую казну.
Что же касается деятельности администрации, то помимо организации отдыха детей, сезонных ремонтных работ в детских и образовательных учреждениях, главным станет подготовка к осенне-зимнему периоду. Здесь тоже все непросто: сельские поселения могут остаться без теплоснабжающей организации. Причина – отказ от обещанных выплат из бюджета в счет компенсации убытков двум организациям, поставлявшим тепло в прошедшую зиму. Но есть проблема – будет и решение. Никто никого «кидать» или наживаться за чужой счет не собирается.
— Благодарим за откровенные ответы, Андрей Евгеньевич! Конечно, за пределами нашей беседы осталось много интересующих читателей «Селигера» вопросов. Но теперь, когда минули сто дней «на установку», будем встречаться постоянно.
— Конечно, нужно встречаться. Без проблем!
Беседу записала
Наталья Николаева
Фото Олега Северова

Добавить комментарий