Во вторник редакция газеты «Селигер» обсудила с представителями
городской власти новую структуру управления и целый ряд ключевых вопросов

Этой встречи мы ждали давно. Был выдержан длительный срок: пока управленцы сами разберутся с новой системой менеджмента, пока отдельные её механизмы пройдут притирку и всё заработает, как запланировано, – за это время накопилось множество вопросов. Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что лишь малая часть жителей вообще представляет себе сегодня, кто стоит у руля города. Поэтому начнем с этого.
На вопросы «Селигера» отвечали глава городского поселения Юрий Викторович Алексеев (работает на не освобожденной основе, избран из числа депутатов городского Совета), глава администрации города Сергей Владимирович Хлебородов (с мая прошлого года исполнял обязанности главы администрации вместо ушедшего в отставку Игоря Николаевича Никитухина, 13 ноября Советом депутатов был утвержден в должности как прошедший конкурсный отбор), директор муниципального казенного учреждения управления ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования Павел Николаевич Тучин (до этого в течение 4 лет работавший начальником отдела ЖКХ в горадминистрации) и заместитель председателя Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» Светлана Юрьевна Сизова (депутат по 4 избирательному округу).
«Селигер»: Как изменился состав Совета депутатов после выборов 8 сентября минувшего года?
Ю. Алексеев: После выборов депутатский корпус города изменился существенно. Из старого состава остался только Борис Александрович Соколов. К числу опытных еще можно отнести экс-депутата районного Собрания Тамару Яковлевну Семенову. Были сформированы комиссии, работающие по определенным направлениям. Депутаты работают ответственно, собираются на обсуждение вопросов в рабочем порядке.
«Селигер»: Расскажите о реформе внутри городской администрации. В чем она заключалась?
Ю. Алексеев: Главным изменением стало делегирование части полномочий администрации казенному учреждению. Такая реформа проводилась в рамках сокращения штата муниципальных служащих и расходов на его содержание. Людей вывели из-под крыши администрации, но они по-прежнему выполняют свои функциональные обязанности. В казенном учреждении работает восемь человек, реально занимающихся управлением городским хозяйством (ЖКХ, архитектура, имущественные отношения и экономическое планирование, муниципальный заказ), а администрация контролирует работу учреждения, разрабатывает нормативную документацию, ведет бухгалтерию, осуществляет финансовое управление и решает общие задачи городской власти.
«Селигер»: Какие наиболее важные решения были приняты обновленной городской администрацией и Советом депутатов?
Ю. Алексеев: Принципиально важным стало принятие генерального плана города Осташкова. Его у нас не было на протяжении многих лет, и жили мы, можно сказать, по наитию. Сейчас разграничены зоны и обозначены участки, где можно осуществлять промышленное и жилое строительство – это очень важно для города и жителей. Многие нюансы были учтены и, например, автосервисы, мойки и магазины между жилых домов теперь появляться не должны. Для них есть специальные участки. (Прим: Эта тема требует обстоятельного разговора, и редакция договорилась о еще одной встрече с администрацией города, в ходе которой можно будет подробно поговорить о новом генеральном плане).
«Селигер»: Напомните, как осуществляется формирование городского бюджета. Из чего складываются его доходы?
С. Сизова: Он состоит из земельного налога, налога на имущество, 10 процентов от НДФЛ, а также акцизов и поступлений от реализации топлива. Главным налогоплательщикомв городе является кожевенный завод. Как мы знаем, в прошлом году он переживал серьезные трудности, и дефицит бюджета из-за недополученных от него средств, в том числе и НДФЛ, прогнозируется примерно 7 млн. рублей. При общем объеме бюджета в 49 млн. рублей, эта сумма выглядит существенной.
Ю. Алексеев: Идет сокращение также числа индивидуальных предпринимателей, а значит, и поступлений от малого бизнеса. Что касается сетевых магазинов, то от них никаких поступлений в город не идет. Они зарегистрированы в других регионах. Если бы не было “сетевиков”, развивался бы местный бизнес, который платил бы налоги в муниципалитет. Но, к сожалению, полномочий у городской власти на это нет. Сетевики приобретают в собственность торговые площади, не спрашивая на то разрешений у органов местного самоуправления. При этом местные предприниматели закономерно обижаются, а то и сворачивают бизнес.
«Селигер»: Перейдем к вопросу об исполнении полномочий, то есть самых насущных и конкретных дел, которые ждут жители Осташкова от городской власти. Это, прежде всего, обеспечение тепло- и водоснабжения, благоустройство и прочие сферы городского хозяйства. Итак, по очереди…
С. Хлебородов: С теплоснабжением более или менее стабильно: претензий к качеству услуги нет. С введением оплаты напрямую поставщикам ресурса ослабла напряженность.
«Селигер»: Теперь на повестку дня выходят вопросы тарифов на теплоснабжение. Все-таки они в Осташкове достаточно высокие и населению непонятно, за что мы переплачиваем.
Ю. Алексеев: Тарифы, как известно, утверждает региональная энергетическая комиссия. Оптимизировать расходы на отопление можно с помощью приборов учета. Например, эта зима была необычно теплой, только полторы недели температура опускалась ниже минус 15-20 градусов. Тем не менее, «Тверьэнергогаз» продолжал начислять плату по повышенному нормативу. Приборы учета в многоквартирных домах установлены, однако ресурсоснабжающая организация, управляющая компания не могут договориться и принять на баланс. Идут суды по каждому объекту, разбирается антимонопольная служба. Пока ни один прибор учета не принят к эксплуатации.
«Селигер»: Так в чем проблема?
С. Хлебородов: Ресурсоснабжающие организации не хотят брать потери на себя. По нормативу им работать выгоднее. Пример все тот же – аномально теплая зима.
«Селигер»: Судя по этой зиме, даже такой теплой, самым слабым звеном в городской коммуналке остается водоснабжение.
С. Хлебородов: Это так. С 2012 года идет процесс банкротства МУП «Городская коммунальная служба». После завершения процедуры встанет вопрос о создании новой организации, отвечающей за водоснабжение и водоотведение. Думаю, что к этому времени полномочия будут переданы МО «Осташковский район» и, по всей вероятности, вновь созданная структура возьмет на себя и обслуживание сельских поселений.
П. Тучин: Объективно ситуация сложная. Много лет не вкладывались хоть какие-то значительные средства в ремонт системы. Этой зимой, действительно, пришлось работать в авральном режиме. Из городского бюджета пришлось выделить 400 тысяч рублей Водоканалу на приобретение и доставку материалов, оборудования, оплату привлеченной для ликвидации прорывов техники. Кстати, на днях приступили к ремонту проблемного участка в микрорайоне, возле домов 12 и 16, на что тоже потребовалось 200 тысяч.
«Селигер»: А что на перспективу?
С. Хлебородов: Ни городскому, ни районному бюджету не потянуть ремонт системы водоснабжения. Нужно привлекать, затаскивать, как выразился глава района Тузов, инвестора. Инвестиционный проект заказан и разрабатывается московским проектным бюро. Из более реальных решений – понудить «Тверьэнергогаз» отключиться от городской сети водоснабжения и запитывать теплосети из собственных скважин. Ведь наиболее острые проблемы возникают с началом отопительного сезона.
«Селигер»: Если зима – это отопление и водоснабжение, то весной и летом становятся наиболее актуальными вопросы внешние: санитарное состояние города, благоустройство, места отдыха. Начнем с самого болезненного – вывоза мусора. Только что пережили очередной кризис, когда город буквально погряз в мусорных отходах. Сейчас ситуация стала чуть лучше, но до благополучия далеко.
С. Хлебородов: Есть организация, обслуживающая город по сбору и утилизации бытового мусора, — «Осташков ЖКХ», есть управляющая компания ООО «ДЕЗ», которая является посредником между жителями и хозяйствующим субъектом на договорных и бездоговорных основах. У них существуют давние проблемы во взаимоотношениях, как должен оплачиваться вывозимый с контейнерных площадок мусор – по факту или по нормативу.
«Селигер»: А городской власти нельзя стать арбитром в этих отношениях хозяйствующих субъектов? Все же ответственность в целом за санитарное благополучие лежит на администрации.
С. Хлебородов: Уже не только мы, а надзорные органы становятся посредниками. За стол у прокурора садимся договариваться. Определялся финансовый порядок, который всех устраивал. ДЕЗ высылал график погашения задолженности. Мы не отказываем в помощи организациям, но от них требуется высокий профессионализм. Надо нормально работать с населением.
Хочу пояснить для читателей следующее. На улицах города, на контейнерных площадках можно наблюдать два вида мусора. Первый – это то, что выносят жители и вывоз которого они должны оплачивать (по отдельному договору с «Осташков ЖКХ» или плата включена в тариф на содержание и ремонт многоквартирных домов). В полномочия городского поселения входит вывоз второго вида – складированного мусора, который появляется в весенний сезон, остается после субботников и образуется, как правило, вне контейнерных площадок. По аналогичным с нашим муниципальным образованиям сумма, заложенная в бюджете на эти цели, варьируется в год от 450-700 тыс. руб. В горпоселении на 2014 год предусмотрено 600 тыс. рублей. У нас нет права из бюджета оплачивать сбор и вывоз мусора населения, в том числе крупногабаритных твердых бытовых отходов.
П. Тучин: Ситуацию во дворах усугубляет проблема частного сектора: 90 процентов хозяев не платит вообще за вывоз ТБО. Аргументируют, что у них мусора нет, «а то, что есть, мы закапываем как удобрение на огородах». Можно ли это доказать? Трудно, но можно и нужно работать с населением. У нас привыкли выносить мусор в пакетах на центральные улицы. Выносят мебель и крупногабаритный мусор.
«Селигер»: Позвольте, но в прошлом году был установлен порядок сбора мусора. Жители частного сектора выставляют на обочину пакеты с мусором, машина проходит и забирает.
П. Тучин: Мы пытались привязать вывоз мусора ко времени, но все выносят, когда им заблагорассудится. На центральных улицах (Ленинский проспект, Рабочая) вообще не разрешено ничего складировать, а выносить ТБО следует на соседние. А что вышло на деле? Когда угодно, куда угодно и в любом количестве. Можно ли такую картину представить за рубежом? На штрафы не хватило бы дохода семьи.
Что касается микрорайона, то там не соблюдаются сроки вывоза. Поломана техника, бастуют рабочие и прочее. Чтобы ликвидировать мусорный коллапс, буквально две недели назад нами было предпринято следующее: организации «Осташков ЖКХ» было перечислено 830 тыс. рублей. Мы собрали все, что могли по всем статьям муниципального контракта на благоустройство. Чтобы как-то реанимировать предприятие «Осташков ЖКХ». Что-то убрали, но прошла неделя, и все вернулось в прежнее русло. Бюджет не имеет возможности содержать предприятие с таким раздутым штатом. Работа по решению проблемы ведется. Но еще раз подчеркну: ответственность за ненадлежащее санитарное состояние в городе лежит, в том числе, и на жителях, живущих по принципу: «Никто не видел – значит, это не я». Договоры с проживающими в частном секторе должны быть заключены, и мы будем контролировать их наличие. Установлена плата – 600 рублей в год с человека.
«Селигер»: Нельзя не согласиться. Раньше существовала коллективная ответственность за чистоту на улице, в квартале. Попробуй-ка вовремя не прочисти канаву, не убери хозяйственный хлам возле дома! И участковый не потребуется – уличком, соседи быстро прочистят совесть. А теперь мы только с ностальгией вздыхаем о чистеньком Осташкове нашего детства…
И все же еще о болезненном – о злополучных тарифах на содержание и ремонт в многоквартирных домах. Как известно, прокурор опротестовал, а суд поддержал заявление о признании недействующим утвержденный 19 февраля городским Советом тариф в размере 16-90 с квадратного метра. Что теперь?

Ю. Алексеев: Решение суда будет исполнено. Могу уверить жителей города: депутаты не имеют материальной заинтересованности от структур, в чью пользу перечислялись бы эти средства. И руководствовались соображениями: чтобы создать конкурентную среду, повысить качество услуги, надо сделать привлекательными тарифы. И чтобы можно предъявить право на получение качественных услуг.
«Селигер»: Но тогда снова возникает вечный вопрос о том, что первично: стоимость или качество услуги. Некоторые жители утверждают: а вы нам и на 5-83 ничего не делали, где гарантия, что за 16-90 работоспособность управляющей компании резко повысится?
С. Сизова: Но на эту ситуацию надо посмотреть и с другой стороны. Отказываясь подписать договор с управляющей компанией, жители-собственники, по сути, оставляют за собой право и ответственность за содержание дома. Кто-то об этом всерьез задумывался? Граждане все-таки должны собраться и принять решение о способе управления многоквартирным домом, иначе налицо неисполнение требований Жилищного кодекса. Это трудно. Собрания превращаются в препирательства. Между прочим, не избрав способ управления домом, жильцы не получают права участвовать в программе капитального ремонта. На очереди – принятие решения о формировании фонда для капитального ремонта. Читайте Жилищный кодекс, уважаемые горожане. И давайте совместно искать приемлемое решение.
«Селигер»: Завершить нашу встречу хочется на позитивной ноте. Расскажите о планах по благоустройству города. В частности, нас интересует парк, набережная и пляж. Ну и, наконец, можем ли мы надеяться, что в городе появится общественный туалет?
П. Тучин: Муниципалитет рассчитывает войти в региональную Программу поддержки местных инициатив. Осташков на конкурс представил проект реконструкции центральной части парка Свободы. В прошлом году был отреставрирован фонтан, а теперь мы хотим удалить внутренний ряд клумб и выложить освободившееся пространство плиткой. Также в плане значится установка четырех кованых скамеек с урнами и фонарями.
С. Хлебородов: О том, что городская набережная нуждается в серьезном ремонте, нам известно, но это стоит денег и в текущем году её вряд ли удастся привести в порядок. Разве что ямы засыплем. Что касается пляжа, то в прошлом году по требованию МЧС были установлены ограждающие буйки, две раздевалки и даже вышка спасателя. Только вот самого спасателя пока не предусмотрели. Проблема еще и в том, что пляж официального статуса не имеет и является просто местом стихийного купания. Что касается туалетов, сегодня я встречался с директором Водоканала и сейчас мы получим техусловия на подключение коммуникаций в парковой зоне или на Ленинском проспекте. Решение о строительстве этого объекта должно быть принято после майских праздников, но вопрос этот требует серьезного подхода. Абы что мы не можем поставить в самом центре города.
Еще одним важным моментом станет установка по городу точек видеорегистрации. Камеры будут направлены на борьбу с вандалами, которые устраивают свалки, ломают скамейки и иную муниципальную собственность. Это решительная мера, но другими способами с ними не справиться. В нескольких местах системы видеонаблюдения уже работают и неплохо себя зарекомендовали.
***
На этом наш обстоятельный разговор закончился; мы расстались с людьми, принимающими важные решения на уровне города, пожелав успеха в их деятельности. Не подвергая сомнению деловые качества собеседников, все-таки сложилось не самое радостное впечатление о эффективности этого уровня местного самоуправления. Чего ни коснись – то денег нет, то полномочий. Да и проблема доверия власти существует, чего уж там говорить… А у власти – досада на несознательное население. Говорят, на уровне верховной власти зреют планы реформы самоуправления. Посмотрим.
А пока готовился отчет к печати, еще одна ложка дёгтя вылилась в нашу емкость с медом: ни одно из двух поселений Осташковского района, принимавших участие в конкурсе местных инициатив, не вышло в финал. Увидим ли мы обновленный парк без финансовой поддержки уже в этом году – большой вопрос.
Со стороны газеты «Селигер» в разговоре участвовали Наталья Николаева и Андрей Рябочкин.

Добавить комментарий