Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Успешность адаптации и уровня усвоения школьной программы 1-го класса напрямую зависит от качества дошкольной подготовки ребенка.
Его психологической и социальной готовности к обучению (учебная мотивация, организованность, умение адекватно вести себя, желание учиться) школьно-значимых функций (качество звукопроизношения, развитие мелких мышц руки, координация движений, пространственная ориентация); познавательной деятельности (сформированность интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение выделять главное, кругозор, развитие речи, познавательная активность, самостоятельность); немаловажную роль играет состояние нервно-психической сферы и здоровья ребенка в целом. Чтобы помочь дошкольникам легче пережить период адаптации, оптимизировать начало учебного процесса, в 1-ом классе в МБОУ ДОД «Дом детского творчества» ежегодно работает «Малышкина школа».
Работа «Малышкиной школы» отвечает интересам семьи, интересам школы и самого ребенка. Такие подготовительные занятия способствуют быстрейшему формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личностную значимость. Дети первых классов быстрее и безболезненнее адаптируются к условиям школьного обучения.
«Малышкина школа» реализует преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой, дает возможность педагогам и родителям помочь детям подготовиться к обучению в школе.
Цель обучения в «Малышкиной школе» состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Исходя из цели обучения, мы ставим перед собой следующие задачи.
1. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
2. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
3. Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
4. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Малышкина школа работает с 1 октября по 30 апреля текущего учебного года по 3 занятия в день два раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Наполняемость группы – 12 — 15 человек.
Занятия «Малышкиной школы» ведутся по учебным программам, утвержденным на методическом совете и согласованным с директором МБОУ ДОД «ДДТ». Программы, использованные для организации занятий, составлены на основе программ дошкольной подготовки по системе «Школа 21 века» и включают в себя занятия: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, математика, окружающий мир, конструирование, ритмика.
— Обучая малыша азам математики, знаем, что самое главное — развить в ребёнке желание и привычку думать, иными словами, интеллектуальную активность, которая будет способствовать успешному обучению в школе.
— Начальный этап обучения ребёнка чтению — знакомство со звуками. Малыш должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Обучая малыша звуковому анализу слова, рисуем схемы. Ребёнку дошкольного возраста очень важно, чтобы изучаемое явление было понятно, материально, наглядно.
— Знакомим с окружающим миром, читаем и рассказываем ребёнку о растениях и животных. Обращаем внимание на комнатные растения. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.
— Знакомим малыша с анализом и синтезом, которые являются одним из основных мыслительных операций. Учим находить закономерность в расположении фигур.
— Составляем рассказы по рисункам. Речь маленького ребёнка формируется в процессе обучения с окружающими людьми. Мы уделяем этой области особое внимание. Развиваем словарный запас, учим строить грамотно предложения, рассказы, диалоги. Учим отвечать на поставленные вопросы.
— На протяжении всех занятий развиваем внимание и память. Стараемся сделать занятия интересными и увлекательными. Одна из необходимых задач подготовки детей к школе — развитие руки ребёнка. Развиваем мелкую моторику руки: занимаемся лепкой, аппликацией, рисованием, изготовлением различных поделок. Эти занятия развивают разнообразные действия рук, координацию действий руки и глаза.
Многолетний опыт работы «Малышкиной школы» показывает, что дети, систематически посещающие занятия, легко адаптируются в первом классе, не испытывают стрессов, связанных с незнакомой обстановкой (школьное здание, классная комната, звонки), новыми взаимоотношениями ребенка и взрослого (ученик – учитель), необходимостью подчиняться школьным правилам (поведение на уроке), незнакомым детским коллективом.
Благоприятная и безболезненная адаптация первоклассника способствует успешному началу новой поры в жизни ребенка – школьной жизни, позволяет избежать перегрузок нервной системы, а значит сохранить здоровье малыша.
Доброжелательная атмосфера и индивидуальный подход помогут вашим детям раскрыть свои способности и быть успешными в учении.
Ольга Комарова,
директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества»