Вы наверняка слышали историю о бутафорских деревнях, которые якобы были выстроены по указанию князя Г. А. Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье. Согласно легенде, в недавно глухой местности императрица тогда увидела множество строений, войска, процветающее население. Но какое всё это имеет отношение к современным нейросетям, и что это за технология такая?!

Нейросеть — разновидность машинного обучения, при котором программа работает по принципу человеческого мозга. Тут важно понять, что она не программируется в привычном смысле, а обучается. Эти обучающиеся сети широко используются в задачах прогнозирования, для распознавания образов, в задачах управления и др. Они узнают лица и ловят преступников, диагностируют болезни, работают как голосовые помощники. Растёт их применение в бизнесе.

Слабо понимая принцип работы, я всё же с большим интересом и нескрываемым восхищением наблюдал за развитием этой прогрессивной технологии. И откровенно заволновался, когда заметил, что всё чаще эту нейросволочь используют для выполнения сложных творческих задач.

Летом прошлого года нейросеть GPT-3 написала о себе академическую статью на 500 слов для научного журнала. С цитированием исследований и подходящим контекстом, как положено. Всё чаще появляются сообщения о том, что та или иная нейронная сеть была использована для написания курсовой и даже дипломной работы.
А что нейросети вытворяют в области изобразительного искусства и фотографии?! Пишешь строку текста, в которой обозначаешь, что хотел бы видеть на картине. Указываешь в каком жанре и направлении живописи она должна быть исполнена. И мгновение спустя программа выводит на экран готовый результат. Зачастую он требует доработки, но не будем забывать, что эта технология обучается.

Молодой осташковский фотограф Антон Тимофеев на протяжении нескольких недель развлекал подписчиков группы «Мир моими глазами your_paranoid» в социальной сети «ВКонтакте» тем, что пропускал свои фотоснимки через нейросеть. Результат впечатлял. Привычные обшарпанные пятиэтажки, не самые благополучные дворы, заправочная станция, серенькие ларьки и магазины превращались в фантастические сюжеты о сияющем неоновыми огнями высокотехнологичном городе будущего. При этом общая композиция и геометрия на снимке сохранялись. Подписчики без труда угадывали, из какого исходного изображения была создана картина будущего. Впрочем, я бы в таком стерильном будущем жить не хотел. Глазу как-то уже привычнее и милее родные хляби. Ну да речь не об этом. В заголовке был заявлен Григорий Потёмкин, и пора, наконец, объяснить зачем.

Рассматривая пропущенные через нейросеть снимки Антона, я размышлял о том, что её разработчики открыли ящик Пандоры. Дабы умилостивить свою императрицу и скрыть от неё упадочное состояние местности Григорий Потёмкин якобы выстраивал бутафорские деревни. Забавный факт, но за последнее десятилетие нет-нет да просачивались в средства массовой информации сообщения о чиновниках, использующих уже всем привычный “фотошоп” (программа для редактирования изображений), чтобы убирать со снимков свалки и добавлять на них объекты благоустройства. То есть с конца XVIII века психология управленцев существенно не изменилась. Делалось это для отчётов вышестоящему начальству.

А теперь вообразите, какие горизонты открывают перед чиновниками нейронные сети? Буквально безграничные возможности для корректировки реальности! Можно осваивать бюджеты, а в центр слать сгенерированные картинки уже наступившего будущего. Так очень скоро обитатели больших кабинетов смогут ментально переселиться в виртуальную реальность, которую для них создают их подчинённые. Не потому ли при отсутствии дорог в городах, явных проблемах со здравоохранением, жильём для молодых специалистов самых разных отраслей, когда каждый десятый россиянин справляет нужду в уличном туалете типа “сортир”, более всего у нас в стране поддерживают IT сферу и переживают за уехавших из страны программистов?

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий