Напротив Набережного сада, на повороте с Ленинского проспекта на Рабочую улицу стоит красивый двухэтажный дом со скругленным углом и надстройкой, напоминающей башенку с куполом-крышей. Его адрес – Ленинский проспект, 34.
Во дворе здания частенько слышится радостный крик петушка, что создает видимость того, что дом живет своей жизнью. На самом деле, кто-то содержит куриц в частном секторе рядом. А этот большой старинный жилой дом был расселен в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья.
Он составляет единый ансамбль с так называемым «домом шкипера», и вместе они являются одним из самых красивых, узнаваемых комплексов зданий среди жилой застройки Осташкова. Но если в доме шкипера все еще теплится жизнь, то в строении напротив окна первого этажа закрыты фанерой, а второго – пусты или разбиты.
С историей зданию тоже не повезло: его называют домом аптекаря Лебедева, но достоверность этого факта не подтверждена. Однако постройка внесена в Единый государственный реестр культурного наследия России под наименованием «памятник градостроительства и архитектуры» (в другом источнике он назван «городская усадьба»), где имеет номер 691410187030006, датирована концом XVIII — началом XIX века, а также имеется упоминание о том, что ворота, конюшня и ограда, входящие в его комплекс, также имеют архитектурно-историческую ценность.
Горожане иногда называют это здание «дом с башенкой» или «наш дом Зингера» (по аналогии с известной достопримечательностью Петербурга). Это здание запечатлено на множестве картин и фотографий разных авторов.
В Осташковском краеведческом музее черно-белый снимок этой старинной постройки размещен в экспозиции в качестве примера образцового дома — по таким зданиям определялась красная линия по улицам и переулкам. А размещен снимок неподалеку от самого первого, геометрически точного плана регулярной застройки центра Осташкова, составленного архитектором из Санкт-Петербурга И.Е. Старовым.
Также здание можно было увидеть с обратной стороны на картине художника Юрия Киселева, выставка которого проходила в Художественной галерее этим летом. Ее даже выставили на голосование, когда осташи выбирали подарок художника фонду галереи. Я отдал свой голос именно за это полотно, потому что, как мне кажется, оно отражает облик нашего города особенно ярко. В прошлом году запоминающееся здание рисовала московская пастелистка Натали Михайлюк. «Осташковский дом Зингера» с удовольствием фотографируют туристы. Его изображения не раз украшали страницы газеты «Селигер».
Будем надеяться, что «осташковский дом Зингера» не повторит печальную судьбу бывшего магазина «Русь», красивого высокого здания на перекрестке Рабочей и Евстафьевской, в котором не так давно обвалилась кровля, да и других многочисленных исторических построек, уже не имеющих шансов на восстановление. Хочется верить, что найдется небезразличный меценат, готовый взять уникальную постройку под свою опеку. Это будет непросто, учитывая внушительные размеры здания, и всем известные трудности, связанные с его нахождением в списке федеральных памятников архитектуры. Но надежда умирает последней.
Так или иначе, старинный осташковский дом продолжит радовать взгляды горожан и туристов, став центральным персонажем многочисленных произведений искусства.
Евгений Крылов