На днях после репетиции актеры из коллектива Осташковского народного театра, в том числе и я, не договариваясь, но синхронно отправились в расположенный рядом с РДК супермаркет, чтобы пополнить домашние запасы продуктов и некоторых других товаров первой необходимости.

Наш путь лежал к знакомым местам в магазине, где на полках должны были лежать нужные товары, но мы обнаружили на их месте что-то другое. Началось беспорядочное блуждание по магазину, а актерам хорошо известно, что лишне блуждания по сцене идут не на пользу постановке. Мы несколько раз пересеклись друг с другом и обменялись ироничными репликами про то, что теперь здесь почти как в покинувшей нашу страну из-за санкций «Икее», прежде чем нашли искомое.

Почему же в супермаркетах постоянно делают перестановки? Все дело в том, что продукты в сетевых магазинах раскладываются по определённым правилам. Так же происходит и организация торговых площадей в целом. Известно, что в магазинах сетей даже плитку на полу укладывают особым образом. Наверняка вы это не раз замечали – узор не складывается в какой-то гармоничный рисунок, а напротив максимально хаотичен.

Существует мнение, что самые важные и востребованные отделы специально размещают максимально далеко друг от друга, чтобы увеличить время пребывания потребителя в магазине и таким образом повысить вероятность того, что он положит в свою корзинку больше товаров. К тому же поставщики дополнительно платят за размещение своих брендов на более выгодных местах или в увеличенном объеме. По этой же причине иногда посреди прохода появляется паллета с каким-нибудь товаром – для покупателя это препятствие на пути, а для продавца – дополнительная торговая площадь.

Также товары могут перемещаться по магазину с целью заполнения пустот на полках, наличие которых строго-настрого запрещено, так как портит привлекательный вид магазина. А ещё поближе друг к другу могут переезжать сопутствующие товары, например, чтобы сухарики и пиво (употребление которого, кстати, вредит здоровью) лежали на соседних полках. Также на перемещение товаров может повлиять наличие тематических подборок, которые появляются в магазине в преддверии праздников, таких как 8 Марта, Пасха или Новый год.

За последние годы супермаркеты крепко укоренились в жизни россиян. А начали свое победное шествие по стране, и в том числе по Осташкову сетевые магазины «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси» и другие в конце 2000-х годов. Однако, полного триумфа над маленькими магазинчиками «старой школы» они пока ещё не добились окончательно. Последние хоть и несут большие потери, но на окраинах городов все еще можно найти уютные торговые точки, где прилавки ломятся от разнообразных товаров, витрины и холодильники сомкнули ряды, а на стенах всё ещё пестрит реклама брендов, висящая здесь, кажется, ещё с 90-х годов. В таком заведении все ещё можно спросить у продавщицы, свежее ли молоко, и что она может порекомендовать из выпечки. Недавно в неравной борьбе с крупными торговыми сетями пал многими любимый магазин «Валдай» на Загородной, продержавшийся дольше других, и по которому посетители, думаю, будут скучать.

Но всё это ещё цветочки… Вспомните гигантские столичные галереи магазинов, где покупателя водят по огромному, часто закольцованному торговому помещению от товара к товару по запутанным лестницам с неочевидными входами-выходами. В массовой культуре даже появился отдельный жанр, в котором зрителя пугают подобными пространствами.

Осташкову, как курортному городу, пожалуй, были бы к лицу именно небольшие уютные магазины, товары на полках которых тщательно подобраны местными торговцами, а может быть даже произведены здесь же – на селигерской земле.

Евгений Крылов

Добавить комментарий