Не будем вдаваться в подробности, на какие именно качества жителей приозерного городка указывала первая часть поговорки. А примем за чистую монету это древнее наблюдение: хороши — и точка! Имеем право!
Уж четверть века как две книги занимают особое место на моем столе – Василия Алексеевича Слепцова «Письма об Осташкове» и Василия Ивановича Покровского «Историко-статистическое описание города Осташкова». Написаны они были в 1861 и 1880 годах соответственно, в них авторы – каждый на свой манер и в рамках заданного жанра – дают нам представление о наших предках. Еще в этот список следует добавить «Записки о прошлом города Осташкова» Владимира Петровича Успенского и «В верховьях Волги» Ильи Федоровича Тюменева. Скажу вам, каждый раз открывая эти произведения, отыскиваешь такие бриллианты, от которых невольно взыграет неискоренимая гордость патриота. О которой так писал ядовитенький Слепцов: «Только что человек, разумно рассуждающий на другие темы, как только речь заходит об осташковских древностях, вдруг косится в сторону и начинает нести околесицу, ссылаясь на письмена… и т.д».
Некоторые цитаты заучены наизусть: «…почему осташковская мещанка, кончив дневную работу (большей частью тачание сапог), надевает кринолин и идет к соседке, такой же сапожнице, и там ангажируется каким-нибудь галантным кузнецом на тур вальса или идет в публичный сад слушать музыку, а какая-нибудь ржевская или бежецкая мещанка, выспавшись вплотную на своей полосатой перине и выпив три ковша квасу, идет за ворота грызть орехи и ругаться с соседками?». Приехав разоблачать всероссийскую известность Осташкова как образца городского устройство, писатель-демократ невольно нарисовал такие картины, от которых так хочется взглянуть в наше прошлое!
Еще гораздо большую работу как исследователь провел другой Василий – Покровский. Он, основатель земской статистики, не мог скрыть приязни к Осташкову – ведь здесь он провел детские годы, потому как отец его был священником в Троицком соборе. Там просто бальзам какой-то! Цитируя исторические записки и анализируя экономику, быт и нравы пореформенной России, Василий Иванович вытаскивает такие сюжеты об осташах, что дух захватывает от предприимчивости, хитрости, многочисленных талантах наших предков и главное – от ощущения единства городского сообщества.
Что стоит, например, история, как упрямые осташи спасли Житенный монастырь, который в петровские времена был приговорен к упразднению. Или отстояли самоуправление, вопреки новым административным губернским уложениям: «…За уплатою некоторых денежных сумм, в виде ежегодных приношений разным административным (второстепенным) лицам, во всех существенных делах хозяйства и управления, городское общество было самостоятельно и пользовалось самоуправлением». Каково?!
Помимо известных культурно-общественных новаций – театр, библиотека, добровольная пожарная команда, банк – было в Осташкове еще очень много разумных, полезных и направленных на развитие инициатив. Например, в образовании, благоустройстве, подготовке квалифицированных кадров для сапожного производства. И в основе лежало, повторяю, то, что, несмотря на сословные различия, общество ощущало себя единым. «В гостеприимстве своем коренной осташ не различает сословий и состояний, все одинаково пользуются вниманием хозяина. Редко где можно встретить такое общение между различными слоями общества, какое еще существует в Осташкове…».
И наконец. «В среде Осташковского городского общества всегда были люди, достойные быть представителями и защитниками интересов города, руководителями граждан во всяком полезном деле; общество умело находить таких людей, ценить их и поощрять к полезной деятельности»…
Задумаемся: что мы сохранили и что утратили?
Наталья Николаева