В Госдуме на этой неделе представили законопроект об уголовной ответственности за публичное оскорбление представителя власти, а сенатор от нашего региона Людмила Скаковская сочла оскорбительными по своей сути изображения на школьных тетрадях.

Эти две, казалось бы, несвязанные новости наталкивают на ряд рассуждений. Тема непростая, поскольку каждый человек имеет свой болевой порог и меру терпимости к чужому мнению, чувству юмора и, наконец, банальной глупости. И всё же обсудить её следует, поскольку затронуть она может каждого, а не только тех, кто путает свободу со вседозволенностью.

Начнём с уголовной ответственности за публичное оскорбление представителя власти. Представители этой самой власти, наряду с артистами и всякого рода знаменитостями, являются людьми публичными, а значит повышенное внимание, следовательно и критика в их адрес – являются неизбежными сопутствующими рисками. Учитывая, что в массе своей простой гражданин понятия не имеет о бюджетировании, ничего не знает о полномочиях на местах и прочих нюансах чиновничьей службы, какой-нибудь рядовой чиновник на уровне руководителя отдела может вдруг оказаться виновным во всех бедах. Словно у того — неограниченные ресурсы и построить утопию ему мешают только лень, некомпетентность и желание туже набить карманы. Можно ли винить обывателя в том, что он институтов государственной службы не заканчивал, во всех этих тонкостях не разбирается, а выплеснуть праведный гнев по поводу творящегося вокруг безобразия хочет, пусть даже на ни в чём неповинного служащего с окладом на уровне продавца сетевого магазина? Тут, как говорится, следует понять и простить.

Иное дело, когда человек не понаслышке знает, что и как устроено, но при этом умышленно вводит людей в заблуждение и опускается до прямых оскорблений, призванных нанести репутационный ущерб из корыстных побуждений или личной неприязни. В Осташкове такой персонаж имеется, и все понимают, кого я имею в виду. Уже много лет он занимается инсинуациями, откровенно врёт, переходит на личные оскорбления и вредит не только имиджу муниципальной власти, но и развитию территории. Попытки судиться с ним предпринимались, но он ускользал, заявляя, что имел в виду совсем не то, что написал и вообще писал это не он и не про того, про кого все подумали.

И, вот удивительно, этот лепет в судах принимался — писаке без профессии и принципов всё сходило с рук, и он вновь окунал своё перо в то, чем пропахли насквозь его, с позволения сказать, публикации. У меня нет никаких сомнений, что будет сходить и дальше. Поэтому я не разделяю восторгов коллег, радующихся, что в Интернете станет немного чище и свежее. Не станет. Хуже того, я опасаюсь, что пострадать могут те самые простые граждане, которым присуща правовая неграмотность и чрезмерная эмоциональность в высказываниях.

Теперь о рисунках на обложках тетрадей, каковыми озаботились на этой неделе аж на уровне Совета Федерации и обнаружили в них «и нарушение закона о государственном флаге РФ, и нарушение всех этических норм и правил, к которым вообще привыкли граждане нашей страны». Чтобы вы понимали о чём речь, на белой обложке была изображена в стиле неумелого наброска маркерами дурацкая морда в шапке ушанке и с высунутым языком, раскрашенным в цвет государственного флага. Под глупым, подражающим “мемам” (тиражируемым в сети и легко запоминающимся образам, — прим. ред.) рисунком была надпись «Русский язык». Задумывал ли автор просто обыграть так название школьного урока или же умышлено создал негативный образ жителя нашей страны, не берусь сказать наверняка.

Несомненно, такой образ россиянина может кого-то оскорбить, но тут штука в другом. Тетради эти дети или их родители покупают сами. Выбирают из десятков и сотен других. Возможно, они не считывают этих негативных ассоциаций и видят в рисунке лишь самоиронию, а может, и впрямь ассоциируют себя с этим образом. Так или иначе, проблема не в том, что тетради эти попали на прилавок и прошли через цензуру редактора и типографии, а скорее уж в воспитании и образовании граждан, сделавших такой выбор. В конце концов, многим ли эти тетради хуже бутылок водки с георгиевскими лентами, что не так давно стояли на прилавках винных магазинов? Неприятие подобных вещей должно рождаться в обществе из воспитания, но тут возникает задачка посложнее, чем изъятие тиража… Избежать прецендентов также могли бы помочь стандартизированные тетради с патриотическими иллюстрациями, предоставляемые бесплатно за счёт средств государственного бюджета.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий