В последний день зимы?
«Мы выжили, мы выжили!
Мы живы, живы мы!»
Скажем, в эту «суровую» зиму выжить для них была не такая уж большая проблема! Они уж как две недели к кормушке редко подлетают, а радостно чирикают в ближайших кустах. Потомство планируют, хотя и так их поголовье заметно увеличилось после 90-х. А вот что мы, российский народ, «зачирикаем» через пару-тройку десятилетий?
Да, я тоже об этом, что и воробушки, — о потомстве. Вернее, о демографии. Тема роста народонаселения (точнее, его очень слабого роста) стала предметом государственной политики, отсюда и национальный проект «Демография», а в Тверской области даже министерство региональное образовали – демографической и семейной политики. Согласно положению, функционал нового ведомства, ключевые направления — укрепление института семьи, ценностей материнства, отцовства и детства, повышение статуса многодетной семьи. Как мы неоднократно писали, в регионе уделяется значительное внимание поддержке семьям, в которых трое и более детей. Это участки для постройки дома, всевозможные льготы (их перечень ежегодно расширяется). Казалось бы – что не рожать-то? Что, иссякло природное свойство человека к продолжению рода? Или мер поддержки недостаточно, или уверенности в завтрашнем дне? Да, и это вот все, и еще много чего.
Во-первых, наша молодежь действительно здоровее не становится. Двадцать с лишним лет перед поездкой в США мне пришлось изучать причины, по которым американцы стремились усыновлять детей за рубежом. И кроме всего прочего, называлась довольно большая цифра бесплодия – что-то около у 20 процентов пар, готовых стать родителями. В России было вполовину меньше. Сегодня – внимание! – этот процент у нас достиг 18 процентов. Причины известны: первый аборт, болезни, передающиеся половым путем, «отложенная» беременность, вызванная желанием учиться, делать карьеру, зарабатывать на жилье. А как рвануло бесплодие по линии мужчин! До 60 процентов пар остаются без ребенка по причине низкого качества спермограммы. Неудивительно, что ЭКО даже кое-где включено в полисы дополнительного медицинского страхования.
Во-вторых, стремление современной молодежи к развлечением, путешествиям, желанию «пожить для себя» породили действительно антиприродное по сути движение «чайлд-фри» (дословно: свободные от детей).
В-третьих и далее… Но это относится к личным, субъективным причинам. А объективные? Куда ж без них!
А это, товарищи дорогие, вопрос уверенности в завтрашнем дне. Не каждый родитель, даже самый чадолюбивый, может жить по принципам: «С милым рай и в шалаше» и «Дал Бог роток, даст и кусок». Это мудрость народная и проверена веками, но ответственность перед будущим своих детей никто не отменял. Помощь государства хороша и к месту, но заменит ли она вклад мамы и папы в обеспечении семьи?
Если не вспоминать послевоенный запрет на аборты как «государственную программу повышения рождаемости», приведем действительно полезные и эффективные: 1982-го – когда стали выплачивать хоть маленькие деньги, но до года ребенку и до полутора предоставлять отпуск по уходу; и комплекс мер, начиная с 1 января 2007-го, самой заметной из которых стал маткапитал. И тем не менее, оглядываясь назад, позволю напомнить. Не только и не столько потому тогда активно стали рожать по второму-третьему малышу: едва ли не в каждой семье было осязаемо чувство стабильности – в работе, заработке, перспективах собственного жилья. А это суть экономика. Не стану здесь приводить цифры спада ипотечного кредитования – это и так понятно.
Но – не будем грустить. Пташки Божии поют, и весну, как и любовь, как и желание продолжить род, отменить нельзя. Нельзя – и всё тут!
Наталья Николаева