2021-й объявлен в России Годом науки. Кто будет двигать российскую науку в XXI веке?

Еще несколько лет назад стоял стон и плач по России великой: тотальная утечка мозгов! Перспективные студенты престижных вузов, еще не успев защитить дипломы, уже паковали чемоданы и уезжали по приглашению научных центров Европы, Америки, Азии. Конкуренция с аналогичными технопарками Отечества была не в пользу российских.

Спохватились на государственном уровне, но, видимо, поздновато: цифровизация, в том числе, в научно-прикладных разработках, возможность работать в удаленном режиме, не покидая рубежей, способствовали интеллектуальной онлайн-эмиграции.

Не видать что-то заметных успехов в распиаренном «Сколково», бесславно отставлен главный «нано-технолог» Анатолий Чубайс, новости из космической отрасли скорее огорчают, чем вызывают чувство гордости у народа-первопроходца… Нет, конечно, когда надо – можем! Предъявили же сразу три вакцины от нового коронавируса! В военной области, говорят, инновации хорошо приживаются; впрочем, как и прежде было. Обратили внимание на молодых ученых; на федеральном и на региональном уровнях ко Дню науки – 8 февраля – по традиции вручают им премии и гранты. Вузы с фонарями рыщут по школам, выискивая талантливых ребят, проводят конкурсы и олимпиады (об этом читайте на 11-й странице номера). И это правильно – но явно недостаточно.

В недавней беседе с опытными педагогами я задала вопрос: чем отличается общий уровень «обучающихся» сегодня от, скажем, двадцатилетия назад? Ответ был такой: сильные стали сильнее, а середнячки и слабенькие гораздо ниже уровнем. Причин много, и одна из них – отсутствие мотивации. Ну смотрите: с довоенных времен в Осташкове было три техникума: механический, финансовый, ветеринарный, потом открыли еще филиал Тверского торгово-экономического. Уровень подготовки был – теперешние вузы отдыхают. Одновременно с оскудением промышленности и сельского хозяйства снижалась потребность в специалистах; непрофильные вузы понаоткрывали экономических отделений. Пошло размывание учебных программ, стали внедрятся платные (часто искусственно придуманные) специальности, после получения которых дипломированный специалист шел на биржу труда.

Я никогда не смирюсь с закрытием Осташковского финансово-экономического колледжа. Мне трудно признать верным объединение трех других ссузов под одной крышей (хотя понимаю экономическую обоснованность). И вот выпускник средней школы стоит перед выбором: уехать? Остаться? Нехарактерное завершение прошлого учебного года (дистант и выпуск без ЕГЭ, если не поступать в вуз) показали, что бОльший процент, чем ранее, выбрали обучение в колледжах. Но, как правило, в других городах. Где, помимо выбора специальностей, есть производственные базы, промышленные предприятия, а значит, шанс зацепиться там и начать строить жизнь за пределами родного города. Итог: заведомо падает общий IQ-потенциал в крае.

Наши выпускники – умницы; были, есть и будут. Сколько осташей прославили свой город в разных отраслях науки, технологии! И сейчас подтверждают хороший уровень подготовки в средних школах. Так что будем надеяться, что их имена также будут отмечены в истории развития цивилизации.

Наталья Николаева

Добавить комментарий