Сегодня трудно даже представить, что в начале прошлого века наша страна считалась исключительно крестьянской державой, а в деревнях проживало более 80% населения. Именно к этим маленьким точкам на карте огромной страны тянутся наши корни. Порой они тянутся туда, где нет дорог и давно уже не слышен даже лай собак. К покосившемся выстуженным избам без окон, руинам церквей и поросшим бурьяном полям.

В этом году редакция газеты «Селигер» запустила проект, в рамках которого журналисты редакции рассказывают о том, как сегодня живут деревни Осташковского городского округа. Мы уже выпустили ряд статей и, хочется надеяться, немало работы у нас еще впереди. В этой редакторской колонке я хочу рассказать о целях проекта и, что не менее важно, выразить ряд мыслей, побудивших меня включить этот проект в конкурсную заявку на господдержку Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проблема исчезновения деревень обозначилась еще в советский период истории. Ликвидация «неперспективных деревень» в СССР 1960-1970-х годов включала переселение жителей из мелких сельских населённых пунктов в крупные и сосредоточение в них основной части сельского населения. Процесс концентрации сельского населения привёл к снижению уровня заселённости территорий. С развалом Союза исчезли совхозы, и из деревень практически ушло производство. Закрылись клубы, школы и медпункты.

В наши дни в сельской местности остаются в основном пожилые люди, ностальгирующие по временам, когда в деревнях была работа, игрались свадьбы, рождались дети. Им казалось, что так будет всегда, но кончилось все внезапно и быстро. Многие населенные пункты сегодня существуют лишь на карте, не имея в своих границах реальных жителей. Все чаще дорожные указатели с названиями деревень являются лишь условными обозначениями расстояний, которые преодолеваешь, мчась из одного районного центра в другой. А за указателями скрывается пустота, обманутые надежды и поломанные судьбы.

В утопающих в высокой траве заброшенных избушках бывает непросто разглядеть материнский дом — одно из тех бесчисленных строений, в котором ковался неприхотливый и терпеливый характер нации. Продолжение ликвидации «неперспективных деревень», как часть государственной политики, похоже, никто до сих пор не отменял. Правда, само определение «ликвидация», вызывающее негативные ассоциации, заменили на более нейтральное «укрупнение» или даже положительное «оптимизация». Конечно, умышленно никто наши деревни не ликвидирует. Просто правительство особо не мешает происходить естественным процессам в рамках заданного вектора развития.

Русские деревни растворяются в пейзажах живой природы, а вместе с ними уходят в небытие наша национальная культура, нематериальные ценности, традиции… И ладно бы на их месте возникали пышные, цветущие города, но нет же. Они просто исчезают, оставляя после себя пустоту. Расстояния. Я с ужасом думаю о том, что в след за деревнями придет черед маленьких городов. Таких, как, например, мой любимый Осташков. Может ли большая страна состоять лишь из расстояний от одного мегаполиса до другого? А что между ними? Недра, лесные массивы и полезные ископаемые? И только?!

В рамках проекта «Незабытая родина» мы хотим познакомить наших читателей с деревнями и сёлами Осташковского городского округа. Расположенные на берегах знаменитого озера Селигер селения имеют свои особенности. В этих деревушках старожилы как-то уживаются с многочисленными дачниками и современными лендлордами. Иногда они отчаянно сражаются за сохранность своих лесов и озёр, защищая то, что им так дорого – покой и уют живописной глуши. В некоторых деревнях появляются новые точки притяжения туристов – современные комфортабельные эко-отели, глэмпинги. В иных в труху обращаются огромные турбазы, построенные в 90-е.

Нам очень хотелось бы исследовать эти процессы и без прикрас показать жизнь наших деревень. Рассказать о проблемах, а главное — людях, которые вопреки всему живут в деревнях. Мы рассчитываем на поддержку и обратную связь с читателями. Если у вас есть какие-то истории о наших деревнях, вы знакомы с сельскими жителями, которые могли бы стать героями рубрики «Незабытая родина», просим вас связаться с сотрудниками редакции газеты «Селигер».

Андрей РЯБОЧКИН
Фото «Заложники» Галины Алексеевой

Добавить комментарий