Каждый способен сочинить её для себя и своих близких

Под Новый год принято подводить итоги и рассказывать о традициях, связанных с этим сказочным праздником. Совсем недавно поняла, что у меня тоже есть традиция, хотя до этого считала, что это, скорее, потребность.

С произведением Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями» я познакомилась в раннем детстве, когда не вылезала из библиотеки, в которой набирала груды книг. Брала в основном русскую и зарубежную классику, и дома взахлёб читала, открывая для себя шедевры мировой литературы.

Среди таких шедевров оказалась повесть-сказка — одна из самых известных и всеми любимых историй о Рождестве. Главный герой получает шанс изменить к лучшему не только собственную судьбу, но и жизнь своих близких. Не это ли настоящее рождественское чудо?
А традиция заключается в том, что каждый год под Рождество я обязательно перечитываю и пересматриваю всевозможные экранизации повести.

…Незадолго до Рождества старый скряга Эбенезер Скрудж нехотя отпускает с работы своего клерка и закрывает контору. По пути домой перед героем появляется дух его партнёра, умершего несколько лет назад в канун Рождества. Непосильным грузом повисли на духе тяжёлые цепи. На вопрос, откуда эти цепи, он отвечает:

— Я ношу цепь, которую сам сковал себе при жизни… Я ковал её звено за звеном и ярд за ярдом. Я опоясался ею по доброй воле и по доброй воле её ношу. Разве вид этой цепи незнаком тебе? Призрак жалеет, что, будучи живым, не заботился о других и не творил добра. Он не желает, чтобы такая же мысль мучила после смерти его бывшего напарника.

Призрачное предупреждение звучит так: скоро Скруджу явятся три духа Рождества, которые помогут ему изменить его жизнь…

Пересказывать сюжет не имеет смысла, так как, чтобы прочувствовать всю глубину и силу диалогов героев, нужно читать сказку внимательно, не торопясь, проникаясь рождественским волшебством, которое царит на страницах книги.

Потрясающие цитаты помогут понять, в чём предназначение каждого человека, на что каждый способен, подтолкнут к важным добрым делам.

«Болезнь и скорбь легко передаются от человека к человеку, но всё же нет на земле ничего более заразительного, нежели смех и весёлое расположение духа, и я усматриваю в этом целесообразное, благородное и справедливое устройство вещей в природе».

«Душа, заключённая в каждом человеке, — возразил призрак, — должна общаться с людьми и, повсюду следуя за ними, соучаствовать в их судьбе. А тот, кто не исполнил этого при жизни, обречён мыкаться после смерти. Он осуждён колесить по свету и — о, горе мне! — взирать на радости и горести людские, разделить которые он уже не властен, а когда-то мог бы — себе и другим на радость».

«Забота о ближнем — вот что должно было стать моим делом. Общественное благо — вот к чему я должен был стремиться. Милосердие, сострадание, щедрость — вот на что должен был я направить свою деятельность. А занятия коммерцией — это лишь капля воды в безбрежном океане предначертанных мне дел».

На мой взгляд, главный посыл сказки заключается в словах Скруджа, который стоит у своей могилы, куда привёл его Дух будущего Рождества. Скряга отчётливо видит, что в следующем году его не будет на земле, и Рождество пройдёт без него. Скрудж пугается и робко спрашивает того, кто показал ему будущее:

— Жизненный путь человека, если неуклонно ему следовать, ведёт к предопределенному концу… Но если человек сойдёт с этого пути, то и конец будет другим. Скажи, ведь так же может измениться и то, что ты показываешь мне сейчас?

Воспользовавшись возможностью, некогда жадный и сварливый, Скрудж становится добрым, щедрым и весёлым.

К сожалению, не каждый способен понять порывы души другого человека. Есть немало людей, которые привыкли жить для себя, в своей «раковине». Они не только не спешат помочь ближнему своему, пусть даже в мелочах, но и не прочь высмеять «души прекрасные порывы». Но и для таких у писателя нашёлся ответ.

«Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания — смейтесь на здоровье. Он был достаточно умён и знал, что так уж устроен мир, — всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеётся, — слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно».

Великий Чарльз Диккенс сделал всему человечеству драгоценный подарок, написав потрясающее произведение. Остаётся лишь правильно распорядиться этим чудом. Начать, пожалуй, можно с малого — найти время и заглянуть в библиотеку…

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий