О земном и небесном

Началось с забавного, когда комментатор матча российской сборной с Египтом, победа в котором обеспечила нам выход в 1/8 чемпионата мира, после финального свистка вдруг дал в эфир музыкальную цитату из песни одиозной группы «Ленинград»: «Ты просто космос, Стас!». И это так диссонировало с невозмутимо-строгим, по-кавказски сдержанным главным тренером сборной Станиславом Черчесовым, что невольно вызывало улыбку. Теперь плакатами с Черчесовым «Ты просто космос, Стас!» завешано полстраны.

Вот теперь и я на себе ощутила: когда нет слов и эмоции перехлестывают, остается только молвить: «Это космос!». Нет, не в отношении футбола (к нему мы еще вернемся). Это впечатления от паломнической поездки к вологодским святым местам вместе с Введенским приходом и его настоятелем проиереем Алексеем Соловьевым. Мы посетили Свято-Прилуцкую обитель в Вологде, Кирилло-Белозерский (Кириллов) и Ферапонтов монастыри. Об этой поездке я мечтала 30 лет, после прочтения повести Юрия Нагибина об этих благословенных местах. Страна тогда очнулась ото сна богоборчества и искала заново дорогу к Храму. А несколько месяцев назад случился «Лавр» Евгения Водолазкина, герой которого странствует по весям и обителям русского Севера. И вот едем туда, и не просто экскурсантами, а как паломники.
Реальность не просто оправдала ожидания, а гораздо превзошла их. В четверике храма Рождества Пресвятой Богородицы, расписанном в 1504 году Дионисием с сыновьями, экскурсовод Валентина сказала: «Вы плачьте, не стесняйтесь! Здесь все плачут». Божественное откровение, явленное иконописцу пять веков назад, глядело на нас через время и пространство. И мы, песчинки Вселенной, смотрели на фрески сквозь слезы, пытаясь отыскать в себе «орган для шестого чувства», чтобы постичь это чудо…
А не «космос» ли, не провидение, что, приехав на экскурсию в село Покровское близ Вологды, где в 1807 году родился и до 14 лет жил будущий святитель Игнатий Брянчанинов, мы встречаем его праправнучатую племянницу Татьяну Александровну Ватсон? Она родилась в эмиграции, в Чехии, но ее воспитывали бабушка и дедушка Брянчаниновы. Поэтому разговаривает она с нами на языке дворянства XIX — начала ХХ веков, знает досконально все традиции семейства и уклад жизни в усадьбе. Только на три месяца приезжает она из Австралии, помогает восстанавливать усадьбу и церковь. И нам сама история протягивает руку через два с лишним века. В парке неслышно звенят колокольчики, которые завел здесь отец святителя Игнатия Александр Семенович….
И да, снова к главному событию страны – мундиалю. Просто процитирую текст-впечатление Дмитрия Быкова от матча Россия – Испания, который он смотрел в Барселоне: «…Это был другой футбол, в своем роде героический — недаром и участники, и зрители так часто употребляют выражение «лечь костьми». И они легли, как водится, и победили — то есть это была классическая русская победа, когда сначала играют от обороны, потом ложатся костьми, а потом вмешивается Бог, и мы побеждаем… Когда Акинфеев дважды спас ворота, испанцы аплодировали страстно, но тихо. Им не хотелось слишком громкими эмоциями оскорблять божественное вмешательство. Победу российской сборной они встретили стоя. Я не удивился бы, если бы весь бар встал на колени. Победил Тот, с Кем спорить еще бессмысленней, чем с судьей. Видимо, он действительно за нас».
На послематчевой пресс-конференции на вопрос об эмоциях Станислав Саламович отшутился: «Ну, в космосе я побывал, так что теперь со мной ничего не случится!». И еще: «Игра закончилась, дело сделано, теперь думаем о следующей игре».

Наталья Николаева

Добавить комментарий