От технического рассвета,
к культурному закату, минуя день

В конце прошлой недели вернулся со своей предпоследней сессии на кафедре журналистики. В один из учебных дней обсуждали книгу Владимира Саппака «Телевидение и мы». Советский театральный критик, театровед, журналист и один из свидетелей расцвета телевидения в Советском Союзе Саппак осторожно делился фантазиями о светлом будущем телевидения и высказывал опасения. Сейчас с сожалением мы вынуждены констатировать, что почти все его опасения сбылись.

В своей книге Саппак задается вопросом: «Искусство или не искусство телевидение?». И развивая эту тему, поднимает еще целый ряд ключевых тем: «Что несет телевидение миллионам людей? Учит ли любить искусство? Пробуждает ли интерес к нему? Или, наоборот, приучает довольствоваться малым, мешает формированию индивидуальных потребностей и вкусов, ставит знак равенства между явлением искусства и его бледной, адаптированной копией, да и вообще всячески облегчает подмену искусства его разнообразными имитациями?». Как человек, живущий в мире уже сформировавшегося телевизионного контента, могу сказать, мы получили не просто бледную копию искусства, но мощный инструмент разрушительного воздействия на интеллект и культуру, который, кроме всего прочего, служит, разжигающим вражду, орудием агрессивной пропаганды.
Внимания многомиллионной аудитории удостаиваются самые пошлые, безвкусные, апеллирующие к низменным чувствам передачи и ток-шоу. Ярким представителем лидеров рейтинга является ток-шоу «Пусть говорят». Известный актёр Алексей Серебряков сказал о ней так: «Эта передача наиболее ярко демонстрирует нам, что, оказывается, выставление на продажу чужой боли, слёз, беды, копание в грязном белье на виду у всей страны без всякого на то морального права сегодня называется простым словом «формат». А точнее, формат, который приносит хорошие деньги. Степень цинизма просто в голове не укладывается < …>А что вы хотите?! Конечно, это будет востребовано! Туалетная бумага, например, всегда будет пользоваться бóльшим спросом, чем рукописи Достоевского!». Преступной халатностью для журналиста является предположение, что телевидение является лишь зеркалом общественного вкуса. Нет, не только отображает оно эти самые вкусы, но и во многом воспитывает. А о каком качестве воспитания можно говорить, когда уже многие годы зрителю прививается одна мерзость и нет ей альтернатив. Разве что канал «Культура» может называться таковой, но куда ему против бесчисленного авангарда выгребного вещания. Получается замкнутый круг: первое время аудиторию учат любить доступный, примитивный продукт с туалетным душком, а затем – только он её и интересует.
Cоциолог и переводчик Борис Дубин в своей статье о современном российском телевидении рассказывает о том, как сами журналисты относятся к своему продукту (искусством это назвать нельзя): «Люди с телевидения, с Первого канала, с «России», с «НТВ», никогда не будут ради собственного удовольствия смотреть то, что сами производят. Режиссеры, операторы, сценаристы, корреспонденты — все в один голос это говорят. Телевизионные профессионалы, они потребляют исключительно принятую в их кругу хорошую литературу и смотрят только хорошее кино. То есть получается, что есть кто-то другой, для которого можно производить дрянь. А есть мы, которые совсем другое потребляем». Удивительный цинизм, который ярко демонстрирует всю глубину падения современного телевидения.
Ближе к середине своей книги Саппак говорит о том, что у читателя всегда есть право бросить недочитанную книгу, если она ему не понравилась. И уже совсем легко разорвать нить, связывающую искусство и его потребителя, когда это касается телевидения: «Вы протянули руку, поплыла куда-то вдаль светящаяся точка – экран погас». Экран моего телевизора погас семь лет назад. Ровно столько я сознательно его не смотрю. Все больше моих знакомых отказываются от телевизионного вещания, предпочитая получать всю необходимую информацию из Интернета, где наряду с такой же, как на телеэкране мерзостью, пока еще можно обнаружить и действительно интересное и достойное внимания содержание.
Развитие телевидения от времени, описанного Саппаком до дня сегодняшнего, это движение от технического рассвета до интеллектуального и культурного заката. И, похоже, что многие поколения не застали ясного дня в этом цикле (да и был ли он?), когда, взглянув на экран, можно было увидеть что-то стоящее.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий