Сердце бьется учащенно, хотя уверенность стопроцентная, ЧТО это за снимок. Конечно, конечно, это она – Нилова пустынь на озере Селигер Тверской губернии, снимок Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанный в 1910 году.
– А почему именно этот снимок? – интересуется автор, Леонид Парфенов.
– Не знаю. Композиция, качество света, ощущение мира и покоя…
Большой подарок сделал Первый канал в День России, показав фильм Леонида Парфенова «Цвет нации». Показал, правда, поздно, уже после полуночи, когда утомленные праздничным днем россияне либо спали, либо смотрели открытие Чемпионата мира по футболу. Но все же! Фильм доступен в Интернете, в хорошем качестве. И если есть такая возможность, обязательно его посмотрите. Как минимум, по трем причинам. Во-первых, это очень качественный продукт, который теперь редко можно увидеть на отечественном телевидении: исторический экскурс, открытие нового имени, которое дОлжно знать. Сергей Михайлович Прокудин-Горский – человек необыкновенного стремления и воли. Именно он в начале XX века понял важность и уникальность цветной фотосъемки. Сергей Михайлович задумал воплотить в реальность фантастическую идею, которая потребует титанических усилий – заснять всю Российскую империю в реальном виде. В лице императора ему была оказана широкая поддержка, благодаря чему и был осуществлен этот проект. В фильме предстает вся картина дореволюционной России сквозь объектив фотоаппарата того времени.
Во-вторых, он должен быть дорог нам, осташам, потому что в маршрут следования великого фотографа попал и наш город. Благодаря чему мы имеем счастье видеть этот ушедший облик. Наша газета в конце прошлого года (когда, собственно, и отмечалось 150-летие фотографа-новатора) публиковала очерк-исследование Льва Рыбакова «История таланта и талант в истории» (№51 от 13 декабря 2013 г). Десять пластин сделал Сергей Прокудин-Горский в нашем городе и районе. К сожалению, черно-белое исполнение фотоснимков не дает полного погружения. В фильме проскользнули три осташковских снимка. Торжественно вынесенная хранителем Нилова пустынь. «Осташков. Общий вид с Вороньего острова» – так у автора. И непрезентабельно: Троицкий собор в 1910-м и сто лет спустя, вид из зарослей.
Причем, последним сравнением автор фильма обращает наше внимание именно на заросли. Да, памятники, планы, которые снимал Прокудин-Горский сто лет назад, в плачевном состоянии. За исключением Средней Азии и Грузии – там стало лучше. Храмы или в руинах, или обезглавлены. Но ведь и тех выигрышных ракурсов не найдешь – заросло. Особенно это касается центральной России: Торжок, Старица, Горицкий монастырь, Можайск, мы туда же… Все тонет в неопрятных дебрях.
«Оказывается, – итожит автор, – прошлое – это не когда деревья были большими, а когда они были маленькими. Противопожарные требования, уложения о благоустройстве городов не позволяли деревьям перерастать. А теперь эти правила соблюдаются лишь в двух местах России – с елями у кремлевской стены и липами на стрелке Васильевского острова. Пройдет еще двадцать-тридцать лет – нас и вовсе затянет лесом…»
Да что там Парфенов: современные фотографы как только не выпендрятся, чтобы заснять достойный силуэт города, вид монастырей, церкви. Тема зеленых насаждений в городе – больная. Для кого-то – трагедия спиленные для прокладки коммуникаций тополя, для других чуть зашумит ветер – уже паника: не раздавило бы дом, для третьих – непредвиденные затраты на аварийные ликвидации переросших деревьев. Но кусты-то, в народе называемые брединой, в городе, – зачем? И прочая мелкотравчатость, стремительно разрастающаяся? И вышки не нужны, и высотники: бензопила, а то и ножовка, секатор.
Впрочем, разговор болезненный. Как и сама тема прошлого Осташкова, когда он слыл образцом городского устройства в империи…
Фильм оставляет разнонаправленные чувства, а главное – почву для размышлений. Постарайтесь его увидеть!
Наталья Николаева

Добавить комментарий