Проблема «красивости», возможно, не самая главная в ряду тех, что волнует горожанина. Плохие дороги, разрушенные дома, плохо или совсем не убираемое междворовое пространство, отсутствие туалетов, текущие трубы — список можно продолжать еще долго. И все-таки неумение или нежелание сделать среду обитания для горожан и гостей города более яркой и информационно насыщенной – серьезный упрек осташковской власти. И на «круглом столе» в прошлом году, посвященном разработке программы благоустройства, мы обращали на это внимание.
Городская эстетика – понятие широкое. Это и цветовая гамма, и малые архитектурные формы (автобусные остановки, павильоны, зоны отдыха, скульптурные композиции), и реклама, в том числе социальная и имиджевая, и система указателей, помогающая ориентироваться в населенном пункте, и вечерняя иллюминация. За что ни возьмешься у нас – хоть плачь! Например, на въезде в город и на поворотном круге у АТП висят указатели на Андреаполь и неведомую базу отдыха «Тихая гавань». А вот попробуй-ка гость на авто проехать к городомельской пристани или сориентироваться в микрорайоне! И как ему, болезному, объяснить сложную даже для аборигенов нумерацию домов в новой застройке…
Аляповатость рядом с разрухой и убожеством – вот что представляют из себя наши центральные улицы. Появляются, конечно, ладные особнячки, которые украшают Ленинский проспект, Рабочую, отчасти Загородную и Володарскую улицы. Новоделы в традиционном городском стиле и, что особенно приятно, отреставрированные здания. Но если новый владелец (арендатор) завладел только частью старой постройки, — завязывай глаза. То часть каменной развалюхи зашьют в пластиковый сайдинг и вставят стеклопакеты-аквариумы, то размалюют часть фасада ядовито-яркой краской. Экскурсоводы и краеведы давно вопиют об этом, но это, как говорится, глас вопиющего в пустыне.
Уличная реклама – баннеры и растяжки – прочно вошли в городское пространство новой России. С явным перехлестом, с нарушением многих законов (о безопасности дорожного движения, например) и нравственных норм. В Осташкове и с этим непрямо. Скажите, с какого перепугу до сих пор рекламируется сеть магазинов «Глобус», хотя она уж как несколько месяцев ликвидирована. А баннер зазывает!
Зато растяжки порой компенсируют серость и незатейливость нашей городской эстетики. «Осташков – город заповедный» — красовалось в начале лета в центре города. Вкупе с вышеперечисленными лезущими в глаза огрехами, отсутствием позитива в благоустройстве это звучало диковато и угрожающе. А как вам это: «Возвращаясь к истокам – возвращаемся к жизни». Про истоки – это о чем? – подумает читатель. Как ведь не это еще самое абсурдное; вся нелепость и цинизм в том, что лозунг про «возвращение к жизни» висит аккурат рядом со старым городским кладбищем. Кто автор, товарищи?!
И наконец, еще две «эстетские» реплики. Чудо как хороша отреставрированная CДЛ старая поликлиника, угол Ленинского и Льва Толстого. Даже наши слова из давней публикации («Вдоль по Знаменской», 1995 год) о строителе этого здания Суравкове (де для отделки фасада ему приносили битую чайную посуду) воплотились: реставраторы инкрустировали боем гжельской посуды элементы строения. Вот он, найден креатив! И вдруг откуда ни возьмись — на белом с кобальтово-синим вкраплением офисном здании… изумрудные вывески!
Или торговый дом «Вэрди». Я не знаю, почему это название выбрали владельцы мебельного магазина, но не могут же они не знать, что «verdo» — это в переводе с итальянского «зеленый». Что ж тогда вывески-то яркой фуксии?
Впрочем, признаю: на общем фоне выказывать этакое эстетство – все равно что употреблять ананасы в шампанском в грязной забегаловке…
Наталья Николаева