В первых числах октября мы рассказали нашим читателям о попытках сделать из традиционной осташковской забавы громкий бренд, который мог бы стать значимым драйвером развития территории. Задача важная, но достичь каких-то видимых результатов без заинтересованности в этом самих осташей едва ли удастся.

Напомним, что за круглым столом, организованным депутатом Законодательного Собрания Тверской области Ириной Шереметкер, главная проблема обозначилась сразу: рюхи остаются увлечением десятка мужчин, которых можно назвать не просто преданными фанатами игры, но настоящими хранителями традиции. За годы существования рюхов в новых реалиях XXI века, довольно жестоко обошедшегося с дворовым спортом, количественно число рюшистов практически не выросло.

Предположим, что дело во внутренней политике городского округа, а прежде города и района. Прямо скажем, не сильно-то и пытались вывести рюхи на качественно новый уровень. Это поправимо. Можно, как и предлагалось на совещании, внедрить рюхи в образовательную систему или программу школьных мероприятий. Проводить соревнования между учащимися старших классов. Вложить информацию об игре в уши каждого. Сделать игру доступной, обеспечив всех желающих возможностью приобрести необходимый инвентарь и создав современные, доступные площадки для городошного спорта. Но что если осташи пренебрегут всеми возможностями и предпочтут игре на свежем воздухе компьютер и телевизор? Иными словами, не будут играть в рюхи и всё тут. В таком случае, после всех усилий, мы получим «пшик» — инфоповод, живущий от дня до недели, в зависимости от того, как много было приглашено журналистов и сколь щедро их покормили.
Я с большим уважением отношусь к той непростой миссии, что взяла на себя Ирина Шереметкер в части популяризации Селигера. Она старается создать положительный имидж территории, позиционируя её в качестве туристической жемчужины Тверской области, сохранившей свою самобытность и верность традициям. Но все попытки разбиваются об инертность местных сообществ, которые должны быть заинтересованы в развитии туристического потенциала Осташкова.

На той неделе попал мне в руки буклет «Селигерия», который будет распространяться через наши гостиничные, ресторанные и музейно-выставочные сервисы. В нем содержатся обязательные пункты программы для туриста. Их шесть, включая «Попробовать знаменитый пирог «Селигерский рыбник». Пять лет на территории Осташковского городского округа проводился гастрономический фестиваль «Селигерский рыбник». Стали осташи его готовить дома? Во многих ли ресторанах и кафе можно отведать настоящий селигерский рыбник? Многие ли местные жители знают вкус этого пирога? Живет ли эта традиция за рамками фестиваля? И это не претензии к организаторам фестиваля и авторам идеи брендировать пирог. Нет, тут речь именно о поддержке рождающегося бренда местными сообществами. Прежде всего, бизнес сообществами.

В нашей группе «Редакция «Селигер» социальной сети «ВКонтакте» был проведен анонимный опрос среди подписчиков: «Что вы знаете о селигерских рюхах». Участие в опросе приняли 128 респондентов. Всего один (0,78%) регулярно в них играет. Четверо (3,13%) многое знают про игру и хоть держали скалбу в руках. Столько же вообще ничего не слышали про рюхи. Шесть человек (4,69%) знают правила и историю игры. 13 респондентов (10,16%) лишь слышали название, но про игру ничего не знают. 36 опрошенных подписчиков (28,13 %) видели, как играют в рюхи, но считают это сомнительным для себя удовольствием. Ну и 64 подписчика признались, что хоть сами и не играли, но наблюдали за состязанием рюшистов с интересом. Это самый популярный ответ – 50%.

То есть практически 60% опрошенных нами подписчиков, если сложить все ответы, подразумевающие живой интерес к игре, с большой долей вероятности могут поддержать идею развития нового бренда. Другое дело, и об этом тоже нельзя умолчать, что видели опрос, но никак не проголосовали еще 1520 человек. И что думают молчуны – загадка.

Любопытно было бы услышать и мнение тех, кто мог бы реально поддержать историю с брендированием рюхов в будущем – представителей бизнеса и сервисов. Чиновники администрации, при поддержке небольшого числа имеющихся энтузиастов, могут и будут работать над брендом, создавая условия для его рождения, но без конкретных людей, делающих инвентарь, сувениры, включающих в меню новые блюда, отсылающие в своих названиях к рюхам – всё это может стать очередной попыткой натянуть сову на глобус. Не хотелось бы. Рюхи – забава народная и вывести её на достойный уровень могут только сами осташи. Перед инертностью не устоят никакие иные технологии, какими эффективными они бы ни были.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий