Селигерская земля богата талантливой молодёжью. В этом году мы рассказывали об учащейся гимназии Ангелине Тютчевой, которая благодаря активной жизненной позиции — участие во всевозможных конкурсах, фестивалях, проектах, волонтёрском движении, за успехи в творческой деятельности смогла совершенно бесплатно побывать во Всероссийском детском центре «Смена», расположенном недалеко от Анапы, в посёлке Сукко.
Рассказывали о выпускнице-отличнице средней школы №3 Александре Осиповой, талантливом гимназисте, математике Александре Новикове, который благодаря знаниям и успехам посетил образовательный центр «Сириус», ученице этой же гимназии Анне Соловьёвой, победившей на Всероссийской олимпиаде «Созвездие», представив проект «Левитирующий мотор».
В прошлом номере «Селигера» читатели смогли узнать о Софье Фисун, победившей на Всероссийском конкурсе туристических брендов «Культурные сокровища глазами молодых».
В этом номере — рассказ ещё об одном талантливом представителе школьного сообщества.
Одиннадцатиклассник Григорий Хромых готовится к новому этапу в жизни. Впереди у него — сдача экзаменов в гимназии, а также вступительные. Молодой человек уже определился, где будет продолжать обучение, окончив гимназию — в Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Твери. Григорий мечтает стать инженером по специальным радиотехническим системам.
В октябре с учителем физики Мариной Борисовной Никитиной он принял участие в образовательном профориентационном фестивале «Энергия науки», организованном филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция».
Критерием отбора на фестиваль были участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике, достижение максимального балла на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, призовые места на инженерных или других олимпиадах.
Гриша — старательный ученик, увлечённый физикой, а потому достижения на различных конкурсах и олимпиадах позволили ему попасть в число участников фестиваля «Энергия науки», который проходил в Удомле.
— Фестиваль проходил три дня, — рассказывает Григорий. — В первый день состоялся заезд участников, открытие фестиваля и ознакомительная экскурсия по Калининской атомной электростанции, которая поразила масштабами. Мы посетили экспозицию «Калининская АЭС. Что это такое?», где увидели интерактивные макеты, модули оборудования, узнали о принципах работы АЭС, безопасности и экологии вокруг станции.
На промышленной площадке атомной электростанции посмотрели машинные залы и блочные пункты управления энергоблока.
Во второй день было погружение в профессию, а именно — знакомство с востребованными техническими специальностями и работой специалистов на примере Калининской АЭС.
В третий день фестиваля с большим интересом принял участие в профессиональных пробах. С целью погружения в различные атомные специальности работники атомной станции, специалисты Снежинского физико-технического института и представители Тверского государственного университета проводили профессиональные пробы.
Одиннадцатиклассники пробовали себя в роли дозиметриста, лаборанта химического анализа, ведущего инженера по управлению реактором/турбиной и других. Для себя выбрал профессию инженера-электроника.
Специалисты Обнинского института атомной энергетики провели для ребят проектный интенсив «Нескучная физика своими руками».
Командам было предложено разработать проект, собрать модуль из предложенных материалов и при помощи решения задач по физике защитить свой проект перед жюри.
Наша команда спроектировала и изготовила мост из макарон-спагетти. Мост получился практически ювелирным, лёгким и прочным.
Педагоги рассказали нам об общей теории строительства мостов из бетона и железа. Также нам пришлось отвечать на практические вопросы по физике. Мне выпало ответить на вопрос, почему колёса поездов имеют конусообразную форму. С ответом мне помогали ребята из команды и вместе мы справились.
В инженерно-конструкторской игре предстояло собрать механизм цепной реакции по подобию машины Голдберга. Команды собирали отдельные детали механизма, в котором в общей сложности было задействовано более двух тысяч деталей, тысячи гаек, болтов и шпилек, а длина цепи составила 120 метров. И важным фактором здесь было: «Сотрудничество важнее конкуренции», — говорит Гриша.
Завершился фестиваль церемонией награждения участников. Во время подведения итогов в командных и индивидуальных номинациях экспертами были отмечены школьники, проявившие себя в проектной работе, а также определены лучшие участники в каждой профессиональной пробе.
Григорий стал победителем в профпробе «Лучший по электронике», показав высший результат. Успех ученика заслуженно разделила Марина Борисовна, которая открывает Грише тайны занимательной науки, а также помогает готовиться к экзаменам.
В рамках фестиваля для педагогов — учителей физики была подготовлена отдельная программа – мастер-классы, обучающие сессии. Эксперты АНО «Корпоративная Академия Росатома» познакомили учителей с современными инструментами и подходами вовлечения детей в изучение физики, вместе с ними отработали правила коммуникации, обсудили философию и ценности образовательных учреждений.
Домой Марина Борисовна привезла пособия по физике и механике с автографами авторов.
На вопрос: «Почему физика?», Григорий отвечает:
— В первом классе для нас проводили экскурсию по гимназии, и когда я зашёл в кабинеты физики и химии, то понял, что хочу поскорее вырасти и оказаться в этих кабинетах, чтобы изучать занимательные науки. Мне было интересно, почему дует ветер, что такое электрический ток? И когда начал углублённо изучать физику, то уже чётко знал, что один из экзаменов в девятом классе буду сдавать именно по этому предмету.
В свободное от уроков время Григорий создаёт миниатюрные модели военной техники разных периодов: от Великой Отечественной войны до современности. Им создано более 30 моделей, он в начале пути коллекционера. А ещё он — воспитанник юнармейского отряда в ДОСААФ, также любит читать книги об истории создания военной техники и о том, какую роль на ход истории оказала военная техника.
Цели у организаторов фестиваля «Энергия науки» самые благородные — развить научно-технический потенциал школьников, популяризировать инженерные специальности среди молодёжи. Среди задач фестиваля — обмен лучшими образовательными практиками для учителей физики.
— Такие встречи со специалистами очень важны для ребят, которые решили посвятить себя науке. Общение с профессионалами даёт большой толчок к развитию, пробуждает интерес к науке. Слушая педагогов, я ловил каждое слово и понимал, что нужно многому и старательно учиться, чтобы стать высококлассным специалистом, — завершает рассказ Григорий.
Пожелаем же выпускнику успешно сдать экзамены и оказаться в строю студентов Военной академии.
Ирина ТИНУС
Фотографии из архива гимназии №2