Недавно в «Селигере» была напечатана статья о мастерице кружевного плетения Лине Тихоновне Федотовой. О ней нашим читателям поведала внучка Елена, которая бережно хранит память о своей семье.

В тот раз Елена много рассказала и о дедушке. Но рассказ о герое Великой Отечественной решено было приурочить ко Дню Победы. И вот момент настал.

Федотов Фёдор Ильич родился в Осташкове в декабре 1909 года. До войны работал на кожевенном заводе. Там же познакомился с девушкой Линой, которая, спустя время, стала его супругой.

В планах молодых была светлая жизнь, наполненная трудом, рождение детей. И всё это случилось, но сначала планы на несколько лет отодвинула война.

Елена прислала в редакцию статью, которая была опубликована в конце семидесятых годов в одном из номеров районной газеты «Заря коммунизма». В материале «Славный путь солдата» корреспондента В. Александрова — воспоминания о боевом прошлом Фёдора Ильича и уникальные строчки из документов военного времени:

«Великая Отечественная война застала Фёдора Ильича Федотова в Осташкове. Здесь он родился, вырос, обзавёлся семьёй». Работал на кожевенном заводе в дубильном цехе. Когда к Осташкову вплотную приблизились немецко-фашистские захватчики, основной костяк завода вместе с оборудованием стал эвакуироваться в Семипалатинск.
Перед Фёдором Ильичом встал вопрос: «Как быть?» Он решил остаться на месте и вступить в партизанский отряд. И вот первый бой.

На встрече с допризывниками Фёдор Ильич рассказал о том, как они, замаскировавшись в кустарнике возле древни Сорокино, поджидали вражескую разведку:

— Долго сидели, стали уже подумывать, что фашисты не появятся, а нас послали в дозор ошибочно. Но вдруг из леса вышли немцы, и мы поняли: наступил наш черёд. Вскинули винтовки.

— Не спешить, подпустим ближе, — распорядился старший.

И вот, когда немцы оказались рядом, открыли стрельбу.

Смелость и отвага, проявленные Фёдором Ильичом в первом же бою, были замечены командованием. В числе других, его отобрали для направления в армию. Сначала прошёл военную подготовку в одном из военных учебных подразделений Горьковской области, затем его направили в Новороссийск, а из Новороссийска в Севастополь.

— Тогда здесь шли очень ожесточённые бои, — вспоминает Фёдор Ильич. — В одном из боёв меня тяжело ранило, и я был отправлен на Кавказ на лечение.

После выздоровления Фёдора Ильича зачислили в воздушно-десантную дивизию, в составе которой он воевал в Югославии, на Дунае. А когда наши воинские части подошли к Румынии, десантники влились в общие войска. Войну закончил в Японии.

О славном пути солдата свидетельствуют документы. В одном из них говорится: «Федотов Фёдор Ильич является ветераном второй особой партизанской бригады, сформированной в 1941 году в Осташкове, которая принимала активное участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков».

Ветеран бережно хранит благодарности Верховного главнокомандования за мужество и храбрость, проявленные в боях за Родину — «За отличные боевые действия в боях за овладение на территории Чехословакии городом Годонки»; «За отличные боевые действия и овладение городами Банока и Штевницы»; «За прорыв Маньчжурского, Ужалайнурсского и Холуно-Аршанского укреплённых районов, форсирование горного хребта Большого Хингана». Всего 18 благодарностей.

За мужество и доблесть, проявленные на фронтах Великой Отечественной, Фёдор Ильич имел немало наград, среди которых: медаль «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За победу над Японией».

При демобилизации из рядов Советской армии после войны Фёдору Ильичу была вручена благодарность за подписью командующего войсками 39-й армии Героя Советского Союза гвардии генерал-полковника Людникова. В ней, в частности, говорится:

«Славный путь прошли вы с боями в рядах нашей армии, много трудностей и тягот пришлось вам перенести. Наши знамёна овеяны славой побед под Духовщиной, Витебском, Таураге, Пилькалленом, Тильзитом, Кёнигсбергом. В этих победах есть доля и вашего ратного труда. Вместе с однополчанами вы участвовали в героическом походе через безводные пустыни Монголии и горные перевалы Большого Хингана, и через всю Маньчжурию пронесли наше знамя в священный для русского сердца город Порт-Артур».

Далее в благодарности давалось напутствие высоко держать честь и достоинство победителя: «Мы уверены, что и на фронте мирного труда, как и на боевом фронте, вы будете примерным, честным борцом за процветание Родины, за ее честь и славу».

Так и было. За добросовестный труд герой был награжден значком Министерства лёгкой промышленности СССР «Отличник социалистического соревнования лёгкой промышленности».

В тылу против фашистов боролась и супруга Фёдора Ильича Лина Тихоновна. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», — заканчивает корреспондент статью о герое.
Тема войны была болезненной для Фёдора Ильича. Собственно, как и для всех, кто доблестно сражался с врагом на фронте или ковал победу в тылу. Поэтому, когда внучка Лена просила рассказать что-нибудь о войне, дедушка начинал плакать, вспоминая военные годы.

На фронте получил две контузии, поэтому в мирную жизнь вернулся с серьёзными проблемами со здоровьем. Но, несмотря на это, бывший воин стал примерным семьянином и отличным работником на кожевенном заводе, на котором проработал до выхода на пенсию.
В мирной жизни он был добрый, а на войне, судя по рассказам, — беспощадный.

В 1946 году вернулся в Осташков и с того момента мечты и планы четы Федотовых начали сбываться. Супруги добросовестно трудились на заводе; в семье родились сын Евгений и дочь Валентина.

В качестве трофея Фёдор Ильич принёс с войны немецкий алюминиевый котелок, который долго использовали в домашнем хозяйстве. А повседневной одеждой в мирной жизни стали брюки галифе и гимнастёрка. Качество ткани, из которой шили военную форму, было отменное, потому и прослужила она ещё долгие годы после войны.

Фёдор Ильич очень любил внучку, а потому проводил с ней много времени. И общение было не только приятным, но и полезным. Дедушка рассказывал внучке, как выживали на войне при сильном морозе, как быстро разжечь костёр, научил ориентироваться в лесу по деревьям и по звёздам в зимнем небе. Показывал, как строить блиндажи, и Лена с двоюродным братом Алексеем в детстве, как умели, построили не один блиндаж-палатку.

У Фёдора Ильича была большая длинная лодка, он занимался рыбной ловлей, а ещё на лодке семьёй выезжали на Ветлу на отдых, с ночёвками. Был хозяйственный и порядочный человек.

Елена вспоминает, что дедушка был домовитым человеком. Любил порядок во всём. В сарае всегда всё было в идеальном порядке — грабли, косы, серпы — на своем месте. Разводил кроликов, кур и любил работать в огороде. А ещё Елена помнит запах табака, который любил нюхать дедушка.

Отголоски войны нагнали его в мирное время. После перенесённых контузий, к старости ноги плохо передвигались. Как-то зимой, в сильный мороз, он вышел во двор, споткнулся и упал. Какое-то время пытался встать, но от бессилия затих и долго пролежал в сугробе.
Лина Тихоновна за домашними делами не заметила отсутствия супруга, а когда спохватилась, выбежала во двор. Сосед помог поднять, принесли в дом. Но Фёдор Ильич заболел и через две недели его не стало.

— У дедушки было большое, доброе, чистое сердце, он был хорошим семьянином, воином и работником. Всех нас любил. И со мной проводил много времени и всё, чему научил, помню до сих пор. Например, как в лесу правильно выбрать съедобные грибы и ягоды, дедушка первым подробно мне объяснил, — говорит Елена.

Как здорово, что внучка солдата сохранила свидетельства его героического прошлого. Время стирает боль, осушает слёзы от пережитого, но оно не властно над памятью. И пока потомки победителей хранят фотографии, документы, награды и воспоминания своих дедов и прадедов, никто не отнимет у российского народа победу, которую отвоевали у фашистов неимоверной ценой.

Ирина ТИНУС
Фотографии предоставлены внучкой Ф.И. Федотова Еленой Григорьевой

Добавить комментарий