Авторская колонка, опубликованная на третьей странице этого номера, посвящена вандализму. Здесь я хочу продолжить тему разрушительной деятельности человека, но поговорить уже о более внушительных её масштабах. Прежде чем продолжить, ответьте себе на вопрос: может ли такой созидательный проект, как строительство дома стать в итоге актом вандализма?
Чтобы не быть обвинённым в близорукости, сразу обозначу, что множество архитектурных памятников, подлежащих охране в качестве объектов культурного наследия, в Осташкове прибывают в руинированном состоянии. Безвозвратно уходит облик тихого, уютного приозёрного города с каменными и деревянными домиками, мезонинами, ставнями, примыкающими к фасадам массивными воротами и другими элементами. Этой проблеме мы уделяли и ещё будем уделять много внимания на страницах газеты. Не могу назвать усилия общественников и администрации, направленные на спасение нашего наследия, тщетными — немногие памятники архитектуры всё же обрели новых хозяев и получили шанс на спасение. И всё же это — капля в море. Пока всё идёт к тому, что бесценное наследие будет безвозвратно утрачено. Но сейчас я хочу поговорить о другом: а что возникнет на месте этой старины и как будет выглядеть наш Осташков десятилетия спустя?
В марте этого года в редакцию газеты «Селигер» обратилась Ольга Валентиновна Данилина, проживающая в небольшом деревянном домике на улице Тимофеевской. Типичном для исторической части города. С мезонином и голубыми наличниками на окнах. Женщина была взволнована, и вскоре стало ясно почему. Её дом с тремя обращёнными на дорогу окнами под номером 19 соседствовал с другим – под номером 21. Невнимательный прохожий мог счесть эти дома за “близнецов”, но 21-й был чуть шире и имел четыре окна. Посмотреть на них вы можете, воспользовавшись панорамами «Яндекс Карты». В реальности же сегодня вы увидите иную картину.
Какое-то время назад у дома №21 и участка, на котором он располагается, появился новый собственник. Вскоре после этого на вид ещё вполне крепкое строение пошло под снос. На освободившейся территории началось строительство. Обеспокоенность соседей и неравнодушных прохожих росла по мере того, как росли стены, проявлялись пропорции и очертания здания. Стилистически дом совершенно не вписывался в окружение. Смотрелся кричащей безвкусицей.
Нет, поймите правильно, в отрыве от контекста и нашей давно сформировавшейся городской среды подобная архитектура имеет право на существование. Например, такое строение могло бы украсить дачный посёлок или СНТ. Но возникло оно не в вакууме и не дачном посёлке, а в исторической части Осташкова. Венцом безобразного сооружения стала крутая односкатная крыша. Осадки, в том числе наледь и снег, с приличной скоростью будут отправляться через забор прямиком на участок к Ольге Валентиновне. Набрав хорошую скорость, глыбы льда могут влететь в её окно. Могут и покалечить. Зато кому-то удастся неплохо сэкономить на уборке придомовой территории в зимний период. Здорово придумано!
Это не единственный случай такого откровенно наплевательского отношения к облику города и соседям. Администрация Осташковского городского округа в настоящий момент ведёт работу по пяти таким объектам. Позиция муниципалитета звучит однозначно: собственников таких нужно наказывать, а здания, построенные с нарушениями, должны быть снесены. Что же касается конкретного случая, то, насколько нам известно, Ольга Валентиновна Данилина подготовила обращения в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Дом построен в охранной зоне и облик его никак ей не соответствует.
Заборы из профнастила, возникающие вместо фасадов на улочках Осташкова, безвкусные “современные” дома, лишённые провинциального очарования, что строятся вопреки закону и охранным статусам территории – что это, как не вандализм, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы нашей культуры? Он самый и есть – вандализм! Последствия его куда более масштабные, нежели те, что влечёт за собой похищенная туя или украденная пешка с шахматной доски. Мы теряем город, культуру и собственную идентичность.
Ведь можно же было построить дом из современных, качественных материалов. Сделать его удобным и просторным, но при этом, потратив некоторое время на изучение характерных особенностей Осташкова, вписать его в окружение. Такие примеры есть, и немало. Горожане благодарны ответственным собственникам. Я сам считаю такое строительство чем-то сродни инвестициям в будущее города. Он должен обновляться, но не терять себя. А происходит это быстро и незаметно. Сначала нормой становится такое соседство. Затем эклектика размывает представление об изначальном облике города. И вот мы уже живём в ничем непримечательном, обезличенном дачном посёлке, лишённом многовековой культуры.
Во всей этой истории мне не даёт покоя ещё один вопрос, который хотелось бы адресовать всем тем, кто строит подобное в исторической части Осташкова. Из огромного множества мест, доступных для жизни и отдыха, вы выбрали почему-то наш Осташков. Чем-то он приглянулся вам. Размеренным ритмом жизни, безмятежностью и, наверняка, застывшим на его улочках временем… Он неидеален, но уж если сумел его полюбить, то это любовь навсегда. Вы любите этот город? Так как же в таком случае смеете ломать то, что формировалось столетиями и формировалось не вами?
Этот вопрос останется без ответа. Проблема проистекает из отсутствия вкуса с одной стороны и контроля с другой. У местной администрации в настоящий момент нет полномочий, которые позволили бы не допустить строительства подобных домов, а охранители и контролирующие органы далеко. Я очень надеюсь, что имеющимися у неё инструментами, при поддержке органов охраны и контроля, администрация создаст прецендент и последующие “новые граждане” Осташкова, решив построить свой дом, прежде действительно полюбят этот город, попробуют принять и научатся уважать его культуру.
Андрей РЯБОЧКИН