7 августа — День железнодорожника

Когда-то романтику железных дорог мог почувствовать практически каждый житель Селигерского края. Граждане ездили на поездах на экскурсии, в санатории, в отпуска к морю или родственникам и, конечно, за колбасой в столицу и другие города, где последняя появлялась на прилавках магазинов гораздо чаще, чем в Осташкове.

Героиня материала часто вспоминает насыщенную событиями и добрыми свершениями жизнь

На Селигер же на поездах в летнее время приезжали группы людей, своеобразно одетых, со специфическим багажом за плечами. Людей этих называли туристами. Они отличались от жителей Осташкова не только экипировкой, но и наличием гитары, удочек и рюкзаков. С поезда они пересаживались на автобус, на котором добирались до речного вокзала. А там — на теплоход и — в лес, где достигали полной нирваны. Пожалуй, такой картинки теперь не увидишь ни на станции, ни в автобусе, ни в порту…

Да, было время, когда стук колёс поездов на железнодорожной станции Осташкова раздавался гораздо чаще, чем сейчас.

Но тогда и сейчас на железной дороге работали и работают люди, обеспечивая бесперебойное и безопасное движение транспорта. Сегодня — рассказ о женщине, посвятившей трудовую часть жизненного пути работе на железной дороге.

Надежда Фёдоровна Якубенкова родилась на станции Льняная Новоторжского района Калининской области. У юной Нади была мечта — после окончания школы поступить в педагогическое училище, но мечте этой не суждено было сбыться, так как она росла в большой семье, в которой было десять человек детей и родители не могли поддержать её материально вдалеке от дома. Поэтому устраивается телефонисткой на железнодорожной станции Высокое. И вот как-то принимает она телеграмму, что начальником станции Пожитово назначается Якубенков Стефан Николаевич. Телеграмму Надя передала кому следует, да и забыла про неё. А следующим утром приходит девушка на работу, а на её месте сидит незнакомый парень. Надя начала суетиться по служебным делам. Парень всё понял, отошёл, уступив девушке рабочее место. Тем временем пришёл маневровый поезд с Пожитово и молодой человек уехал.

На другой день Надя с подружками собралась в Дом культуры в кино. Пока ждали начала сеанса, механик в громкоговоритель произнёс: «Надя Куликова, выйди на улицу». Она вышла, смотрит, вчерашний парень её ждёт, который оказался тем самым начальником станции Пожитово. Так и познакомились молодые люди. Станцию Высокое, где жила Надя, от станции Пожитово разделяли 19 километров. Пять лет Стефан, когда на маневровом, а когда и на велосипеде приезжал на свидания.

В 1959 году его перевели начальником на станцию Жукопа; на водокачке дали комнатушку размером два на два метра. Молодые люди поженились и там же в Жукопе у них родился первенец — сын Виктор. Через год на станции Чёрный Дор освободилось место начальника, туда и перевели Стефана Николаевича. В Чёрном Доре они проработали до пенсии. Правда, первый год Надежда трудилась продавщицей в железнодорожном магазине в отделе рабочего снабжения, не имея в этой сфере никакого опыта. Но с поставленной руководством задачей справилась успешно.

Стефан Николаевич Якубенков

А через год руководство направило её учиться в дорожно-техническую школу во Ржев. Отучилась и продолжила работать сначала стрелочницей, потом дежурной по станции. Сын Виктор и дочь Елена пошли по стопам родителей. Виктор, окончив железнодорожный техникум, работал машинистом локомотива в локомотивном депо в Осташкове. К сожалению, ему не суждено было прожить долгую и счастливую жизнь, его не стало в 1999 году. Виктор трагически погиб в 39 лет. Дочь окончила в Ленинграде железнодорожный техникум. Сейчас Елена работает в Риге на железной дороге связисткой.

Обязанности дежурной по станции, куда шире, чем может показаться — это и обязанности багажного работника и кассира. И ещё, пожалуй, исчезнувший из нашего времени факт — «всем миром» грузили клюкву в вагоны. Местные жители собирали клюкву и сдавали в заготконтору в сельпо, а оттуда жители, в том числе и Надежда, грузили ягоду в вагоны. Вагоны клюквы — ещё одна картинка из прошлого.

В то время ходили поезда прямым сообщением «Ленинград-Полоцк», «Киев-Мурманск»; цепляли вагоны к прямому поезду «Великие Луки-Москва», на котором без пересадок можно было добраться до пункта назначения. Тогда были шикарные вагоны-рестораны, к которым приходили граждане, чтобы прикупить дефицитных продуктов. Люди выживали как могли и поэтому работники поезда для себя, родных, по заказу знакомых везли из Мурманска рыбу, из Киева — мясную продукцию, деликатесы разные. Поезд к станции подъедет, вагоны откроют, а из них — такие запахи идут — рыбные, колбасные! Бывало, что и мороженое коробками привозили. У работников станции и счастливчиков, которым удавалось отовариваться дефицитными продуктами, навсегда останутся в памяти эти картинки из истории железной дороги советского периода.

— Мой отец Фёдор Федотович Куликов работал дежурным по станции, позже — начальником станции. Я практически выросла на железной дороге, так как наш дом стоял метрах в пятидесяти от пути. Во время войны нашу семью эвакуировали в Башкирию, там родился мой братик Коля. В 1944 вернулись домой в Высокое, а через некоторое время Коля заболел и умер. Питание было скудное — мы ели траву, грызли сочные стволы растений; весной на колхозных полях искали картошку, мама смешивала её с охлопьями, оставшимися от перемалывания зерна, которые папа привозил с мельницы, и пекла из них тошнотики.

А сколько раньше людей на железной дороге работало! Путейцы, связисты, движенцы. А чистота какая была! На пути травинки не было! Каждый чётко выполнял свои обязанности, люди знали, что завтра они снова выйдут на работу, и каждый опять будет заниматься своим делом, которое изучили до мелочей. Сколько ходило поездов — пассажирских и грузовых! Бывало, между их прибытием с трудом найдёшь минут двадцать, чтобы поесть и снова — встречать, отправлять.

После войны, в 1946 году, отца Надежды Фёдоровны направили в командировку в Германию. В редкие минуты отдыха он вспоминал о семье.

Но настали 90-е и огромная махина дала сбой. Мы с мужем не застали период, когда движение на железной дороге стало постепенно затихать, сокращался штат сотрудников. Мы в конце девяностых вышли на пенсию. Жили в доме железнодорожника, вели спокойную жизнь и с болью в сердце наблюдали за тем, как постепенно исчезает то многое, что было построено и действовало долгие годы, привнося в жизнь людей комфорт и уют. В селе Святом в своё время была хорошо оснащённая больница, в которой я родила дочь, колхоз обеспечивал работой жителей села и близлежащих деревень, действовали общественная баня, Дом культуры, был неплохой магазин. Как быстро всё ушло… Дом культуры, правда, не поддался и выстоял, — вспоминает прошлую жизнь Надежда Фёдоровна.

Часть родственников её большой семьи связала свою жизнь с железной дорогой, а муж одной из сестёр дослужился до железнодорожного прокурора.

Мужа, с которым прожила 42 года, не стало в 2000 году и теперь Надежда Фёдоровна живёт в Осташкове с внуком и снохой. Она вспоминает непростую, но полную впечатлений, жизнь. Гудящую, шумящую, суетливую станцию Чёрного Дора, где прошли её трудовые будни, наполненные добросовестным служением железной дороге.

Не забыть ей и насыщенную юность. Активно занималась спортом — метала диск, толкала ядро; удавались ей и прыжки в длину и высоту. Самодеятельная артистка радовала земляков, выступая на сцене Дома культуры в Высоком, в строительстве которого комсомолка принимала непосредственное участие. Была секретарём комсомольской организации, внештатным инструктором райкома комсомола, депутатом от железной дороги.

В Чёрном Доре остался дом, в котором была счастлива, растила детей. Теперь в его пустых глазницах потух свет, а в гости заходят разве что медведи с волками да лисы с кабанами. Сначала станция опустела. А потом и вовсе сгорела.

Станция Чёрный Дор. Н.Ф. Якубенкова — справа

Вспоминая молодость, Надежда Фёдоровна отмечает, что в СССР была настоящая жизнь — без прикрас, а люди принимали активное участие во всех общественных работах, не требуя платы; она сама сидела в няньках за тарелку супа, бескорыстно помогала собирать соседям ягоды, да и люди тогда были намного добрей… Свободное время проводили на свежем воздухе, честно дружили, много читали; на школьных уроках, как губка, впитывали материал. Может, поэтому в свои 84 года она помнит стихотворения, что учила в школе. И без очков читает — книги, «Селигер» и «Пенсионерскую правду».

Надежде Фёдоровне довелось поработать с уроженками села Святое Евдокией Петровной Михайловой, которая 36 лет отработала стрелочницей и Анной Александровной Можжериной. Анна Александровна живёт у внучки в Санкт-Петербурге, в июне отметила 94-летие. Не оставляют без внимания родные и односельчане и Евдокию Петровну, которой исполнился 91 год. Сильные духом женщины добросовестно трудились на благо страны и сегодня им — пожелания крепкого здоровья и пусть они будут окружены заботой родных и близких людей.

Поздравляем Надежду Фёдоровну с наступающим Днём железнодорожника, желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, мирного неба над головой.

Железнодорожница жила жизнью, наполненной добрыми делами, и сейчас ни на что не жалуется. От железнодорожного фонда ежемесячно приходит прибавка к пенсии в пятьсот рублей, не забывает и местная ветеранская организация железнодорожников. Радуют бабушку три внука и семь правнуков.

Надёжда Фёдоровна периодически перелистывает в памяти картинки из своего прошлого — того самого, когда бурлила жизнь на железной дороге, стучали колёса поездов, громкоговоритель извещал о их прибытии и отправке и всё это сопровождалось многочисленными голосами железнодорожников и пассажиров.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий