Богата Верхневолжская земля талантами. В этом году отмечается 195 лет со дня рождения русской оперной певицы (контральто) и педагога Дарьи Михайловны Леоновой (1829-1896). Она была первой исполнительницей многих произведений русских композиторов. Глинка и Даргомыжский, Серов и Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков были её учителями, близкими советчиками, а также благодарными ценителями её прекрасного таланта.
Отец Д.М. Леоновой в молодости был крепостным в Осташковском уезде. Бежав от помещика, он добровольно вступил в ряды русской армии, сражавшейся против наполеоновских войск под Смоленском, Малоярославцем, на Бородинском поле, в «битве народов» у Лейпцига. Был отмечен наградами и произведен в офицеры. После увольнения из армии он женился в Петербурге на дочери мелкого чиновника и решил вернуться на родину, в Осташковский уезд. По пути задержался в Вышнем Волочке, где 9 марта (по старому стилю) 1829 года (по другим данным, 4 марта 1834 года) родилась Даша. Детство её прошло в глухой деревне Рыжково Осташковского уезда (ныне Селижаровского района), которую Леонова считала своей родиной. Здесь она впервые услышала и всем сердцем полюбила народные песни, здесь зазвучал её дивный голос.
В поисках лучшей жизни сильно нуждавшаяся семья Леоновых отправилась в Петербург. Здесь отец после долгих лишений устроился работать писцом в архиве Сената. Даша рано познала нужду, и лишь случайно на её чудный голос обратили внимание любители музыки. Однако будущая примадонна русской сцены совершенно не знала нот. Поступив в Петербургское театральное училище, она трудилась с беспредельным упорством, жадно впитывая знания и отдавшись искусству всей душой.
Большую роль в судьбе певицы сыграл покоренный её талантом М.И. Глинка. Он готовил с ней партию Вани из оперы «Жизнь за царя» (так тогда называлась опера «Иван Сусанин), в которой Леонова с успехом дебютировала осенью 1851 года на сцене Александрийского театра. Специально для её голоса М.И. Глинка переложил романс «Прости меня, прости, прелестное созданье» и фортепьянную пьесу «Молитва». Именно для неё он написал «Вальс-фантазию», песню «Я пойду, пойду косить» и аккомпанемент к цыганской песне «Ах, когда б я прежде знала, что любовь родит беду». Все современники отмечали глубокую драматическую выразительность пения Леоновой. Михаил Иванович Глинка писал Дарье Михайловне: «В знак уважения моего к Вашему таланту и постоянству, с которым занимаетесь Вы усовершенствованием Вашего прекрасного голоса, прошу принять полное собрание моих романсов и хранить их в память Вашего учителя».
Для завершения своего музыкального образования певица отправилась в поездку за границу. Выступив с огромным успехом в Берлине, она пела во многих немецких городах. Леонова знакомила публику с русской музыкой и заслужила одобрение законодателя европейской оперы знаменитого композитора Мейербера. Проходя затем в Париже партии различных опер под руководством известного композитора Обера, Леонова приняла участие в ряде концертов. Осыпая певицу похвалами, парижские газеты называли её «чистейшим русским бриллиантом». Леонову уговаривали не возвращаться в Россию, отдать свой талант Европе.
Вернувшись на родину, Дарья Михайловна с успехом спела партию Княгини в опере Даргомыжского «Русалка» и партию Азучены в опере Верди «Трубадур». Она принимала участие практически во всех операх того времени, неизменно вызывая шумные восторги и похвалы публики и печати. Отдав сцене более двадцати лет, Леонова покинула её в 1873 году ещё в полном расцвете сил и таланта. Но оставив оперу, она не оставила служение искусству. Первой из русских певиц Д.М. Леонова предприняла кругосветное путешествие, повсюду знакомя иностранцев с произведениями русских композиторов. Поволжье, Урал и Сибирь, Китай и Япония, Сан-Франциско и Нью-Йорк, Лондон и Париж, Берлин и Варшава и многие другие города по пути – таково было триумфальное шествие певицы, продолжавшееся три года.
Тесная дружба связывала Дарью Михайловну с композитором Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881), 185-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Когда осташковский клуб краеведов (руководитель – А.Н. Охота) побывали в мемориальном музее М.П. Мусоргского — филиале Псковского музея-заповедника (посёлок Наумово Псковской области), то осташи особое внимание обратили на афишу совместного концерта Леоновой и композитора. В 1879 году Д.М. Леонова вместе с М.П. Мусоргским совершила концертное турне по южным городам России. Они выступили в Полтаве, Елизаветграде (бывший Кировоград ныне Кропивницкий), Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ялте, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Воронеже, Тамбове. По пути в Петербург Леонова и Мусоргский остановились в Твери, где 17 октября 1879 года дали концерт в зале дворянского собрания (ныне Дом офицеров). Весной 1880 года Дарья Михайловна и Модест Петрович опять приехали в Тверь и выступили в том же зале 27 апреля, о чем свидетельствуют афиши, хранящиеся в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве.
Возвратившись в Петербург, Д.М. Леонова и М.П. Мусоргский открыли там музыкальные курсы, которые после смерти композитора продолжала вести одна Леонова. Некоторое время Дарья Михайловна преподавала в Московском театральном училище, а в 1892 году снова вернулась в Петербург. Среди воспитанников Леоновой были известные певцы Донской, Дементьев, Шкафер, Каратаева.
Скончалась Дарья Михайловна Леонова 25 января 1896 года в Петербурге и была похоронена в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В одном из некрологов в связи с её кончиной отмечалось, что слава о замечательной певице проникла во все уголки нашего отечества, переплыла даже моря и океаны.
Наталья Бодрова, заведующая краеведческим музеем