Часть 1
Первый музей в городе Осташкове был основан в 1889 году при Осташковском городском училище. Инициатором его создания выступил учитель-инспектор П. А. Шубяков. В этом деле ему помогали местный археолог, протоиерей Преображенской церкви В. П. Успенский и почетный смотритель училища Д. А. Лебедев. От них поступило большинство предметов, которые украсили музей.
Располагался музей в одной из комнат главного училищного здания. По описи, составленной заведующим музеем — учителем И. Субботиным, в нем значилось 17 отделов и находилось множество предметов, представляющих большую историческую и художественную ценность».
Слово «отдел» было применимо к тематическому разделу экспозиции и имеющимся коллекциям: монеты допетровского периода (5б номеров); монеты, медали и жетоны послепетровского времени (119 номеров); монеты и жетоны иностранные (13 номеров); рукописи (77 номеров); крестики, образки, образа на дереве, фотографические снимки икон (63 номера); кредитные денежные билеты (6 номеров); «древности доисторические» (176 номеров); предметы старинной домашней утвари (36 номеров); фотографические снимки картин, изображающих главнейшие эпизоды пребывания в городе Осташкове императора Александра I (5 номеров); старопечатные книги (11 номеров); «замечательные» образцы старинных резных изделий из дерева (4 номера); старинное оружие и доспехи, гравюры, рисунки, планы (5 номеров); книги и статьи о городе Осташкове и уезде (28 номеров); книги и статьи о Тверской губернии (18 номеров); книги и рукописи на иностранных языках, «естественно-исторические» предметы (4 номера). В конце XIX века существование даже такого музея в небольшом провинциальном городке считалось редкостью.
В 1919 году по решению Осташковского уездного экономического отдела РКП (б) был создан Осташковский уездный музей. Основанием для его создания послужило, прежде всего, наличие в городе замечательных исторических картин художника-осташа Я. М. Колокольникова, которые были написаны по заказу первостатейного купца К. А. Савина, основателя второго в России «Общественного городского банка» (1819 год) и владельца крупнейшего в Тверской губернии кожевенного завода. Шесть картин двухметрового размера представляли сцены пребывания в Осташкове императора Александра I, приезжавшего для поклонения мощам Нила Столобенского в июле 1820 года. Эти картины имели огромное значение для истории и этнографии Осташкова.
Руководители уезда очень не хотели передавать названные картины в центр или в какой-нибудь другой музей, поэтому они поддержали перед соответствующими советскими учреждениями ходатайство уездного подотдела искусств (И. В. Голубев и П. П. Всеволодов) об учреждении в Осташкове уездного музея. К тому же, к этому времени П. П. Всеволодову удалось при поддержке уездного комитета партии и местных органов советской власти вывезти из усадеб, имений и дач 39 волостей обширного Осташковского уезда значительное количество ценных предметов материальной культуры: коллекции картин, фарфора, бронзы, мрамора, оружия, художественной мебели и пр. Собранные коллекции временно хранились в здании бывшей женской гимназии.
По характеру основной массы собранных предметов музей приобрел художественно-исторический профиль. По решению Тверского губернского комитета по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, а также Осташковских уездных комитета РКП (б) и исполкома, в апреле 1919 года был открыт кредит в отделе народного образования для основания и содержания музея в Осташкове. Под музей было выделено два муниципальных строения по адресу: улица Володарского, 11 (ныне улица Володарского, 19): двухэтажный каменный дом с мезонином площадью около 400 квадратных метров, стоящий на Историческом (Литовском) валу, и примыкающий к нему бревенчатый сарай.
Музей был торжественно открыт в день второй годовщины Октябрьской революции — 7 ноября 1919 года — в присутствии представителей всех партийных и советских органов власти. Первым заведующим музеем и научным сотрудником-специалистом был назначен Павел Петрович Всеволодов, преподаватель теории и истории искусств, закончивший историко-филологический факультет Московского университета. Он много лет проработал над основанием «Общества изучения Осташковского края», насчитывавшем до 100 человек действительных членов и сотрудников, состоял членом правления Осташковского общества краеведов, его казначеем и руководителем историко-археологической секции этого общества.
1919-1921 годы, несмотря на голод и разруху, были благоприятны для музея в плане пополнения его экспонатами. В это время были взяты на учет все «выдающиеся по старине» храмы, монастыри и памятники Осташкова и уезда, обследованы крупнейшие имения-усадьбы известных богатых помещиков — дворян и купцов, в том числе предводителя дворянства Д. А. Казина, Толстых, Панафидиных, Дутовых, Ромейко-Гурко, Вл. Савина, М. К. Бенардаки-Ребиндер и многих других, вывезены ценности из имений Покровское, Сиг, Княжое, Бухвостово, Новые Ельцы. Кроме того, в Осташковский удожественно-исторический музей были переданы историко-археологические экспонаты из музея городского училища, о котором говорилось выше.
В уездном музее все экспонаты размещались по экспозиционному плану, разработанному заведующим П. П. Всеволодовым, сотрудниками В. Я. Капустниковым, Н. А. Головым и по художественному решению художника К. Г. Сиренко. Тяжелым временем для музейных коллекций были конец 1921 года и начало 1922 года, когда музей, состоявший на госбюджете, совсем не отапливался. Однако же интерес публики к нему был настолько велик, что заведующий музеем и сотрудники Е. Г. Сармо и В. Л. Кильчева, не желая закрывать для посетителей музей, дежурили три раза в неделю по четыре часа в холодном каменном здании, сидя в шубах и валенках.
После решения советских властей преобразовать музей из художественно-исторического в музей местного края, в 1924 году представители Тверского губернского музея под руководством Н. Е.
Фортунатова вывезли из Осташковского музея в Тверь свыше сорока, не считая мебели, ценнейших экспонатов — картин, бронзы, фарфора, горного хрусталя. Также было вывезено большое количество картин, в том числе характерные для края «осташковские типы», а также работы местных художников Я. М. Колокольникова, М. Митина, И. М. Берзина и др. В их число попали и две картины, представляющие сцены пребывания императора Александра I на Осташковском кожевенном заводе: «Подношение Осташковским городским головою, купцом Кондратием Савиным, владельцем завода, хлеба-соли царю» и «Угощение царя чаем во внутренних покоях дома заводовладельца». Нецелесообразность изъятия этих вещей была признана заведующим музеями Тверской губернии Красновым, посетившим Осташковский музей в августе 1926 года.
Изменение профиля музея, а в дальнейшем — превращение его в краеведческий, привело к активизации изучения памятников старины, древнерусского зодчества, революции и природных ресурсов края. Эту работу возглавил бывший первый большевистский председатель Осташковского Совета рабочих депутатов Г. Д. Давыдовский.
На начало 1928 года Осташковский краеведческий музей имени Октябрьской революции насчитывал 10 077 экспонатов и состоял из шести отделов. Так, в художественном отделе хранилась историческая, портретная, жанровая живопись (162 единицы) и 315 художественных изделий: из бронзы (60 единиц), цветных металлов (12 единиц), фарфора, фаянса, каменной посуды (143 единицы), горного хрусталя, стекла венецианского и др. (62 единицы), художественной мебели (10 единиц). В историческом отделе были представлены: а) историко-археологические экспонаты (417 единиц): орудия каменного века (неолит) местного края (209 единиц), церковные древности, реликвии, иконографические и т. п. (83 единицы), старинное оружие (25 единиц); б) нумизматические коллекции (7282 единицы): монеты (золотые, серебряные, медные), медали, жетоны и т. п.; в) материалы «историко-политической экономии» (27 единиц): деньги бумажные, ассигнации, векселя и т. п.
В «этнографическом местного края» отделе находились: а) 23 «исторических» экспоната: «альбомы исторической деятельности», гравюры и т. п.; б) 170 экспонатов быта: домашняя утварь, украшения, наряды и т. п.; в) 318 «библиотечных» экспонатов: книги старопечатные, грамоты, рукописи, акты.
В музее был отдел «экономический местного края», где находились: а) 64 экспоната городской промышленности: продукции кожевенных заводов; б) 36 экспонатов продукции сланцеперегонной (сапропелевой); в) 20 экспонатов «селькустпрома: деревообработчиков, гончарных изделий». В сельскохозяйственном отделе были представлены 95 экспонатов: агрономические, сельскохозяйственные культуры, орудия и т. п. Отдел революции — «кабинет В. И. Ленина» — имел 105 экспонатов. Всего в отделах находилось 9034 предмета. Были созданы новые — школьно-иллюстративный и церковноисторический отделы, в которых насчитывалось 1043 предмета.
В 1928 году музей посетили специалисты, в том числе научный сотрудник Государственной академии истории материальной культуры и Всесоюзной академии наук А. Ф. Малов. Они единодушно утверждали, что Осташковский музей по богатству и разнообразию своих экспонатов «далеко выходит за пределы уездного музея» и признавали необходимым требовать соответствующего огромному музейному собранию нового или другого, более просторного здания.
В 1938 году вновь произошло изъятие предметов живописи из Осташковского музея для созданной Калининской областной картинной галереи. Среди них были полотна Щедрина, Айвазовского, Шульца, Фрике и др. И все же собрание Осташковского музея к началу Великой Отечественной войны имело множество ценнейших музейных предметов. Выставочная и собирательная работа музея продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны.
С приближением к городу военных действий было принято решение об эвакуации коллекции Осташковского музея. 9 сентября 1941 года директор музея Г. Д. Давыдовский выехал из Осташкова, увозя из города вагон музейного, школьного и другого имущества в составе одного из эшелонов. 12 сентября он благополучно прибыл в областной центр — город Калинин. Здесь Г. Д. Давыдовский по акту передал в Калининский областной музей уникальный предмет — «цепь сиамского короля», состоящую из золотых и серебряных монет, которая была записана в Книгу поступлений Калининского музея за две недели до начала фашистской оккупации. В 1930 году эта цепочка для часов XIX века прошла экспертизу в Оружейной палате Московского Кремля и Государственном Эрмитаже в Ленинграде и была признана «имеющей историческое значение». Вероятно, Г. Д. Давыдовский посчитал, что в областном музее цепи будет обеспечена большая сохранность.
По материалам Осташковского краеведческого музея
Продолжение следует