Осташи любят свой родной город, гордятся им, его полезными учреждениями и обычаями.
В.И. Покровский
В 2023 году отмечаются «десятикратные» даты основания двух важных и полезных учреждений — 190 лет Осташковской общественной публичной библиотеке (1833 г.) и 180 лет Осташковской общественной пожарной команде (1843 г.). Об этом мы всенепременно расскажем, и не раз. Однако в этом году нам хочется поподробнее также рассказать и о других замечательных инициативах и начинаниях, родоначальниками которых были наши предки.
Образец городского устройства
Славься, город наш Осташков!
Славься, город наш родной!
Славься не своим богатством,
Не торговлею своей,
А любовью, крепким братством
Ты своей семьи детей.
(из гимна пожарной команды, автор Иван Лажечников)
Говоря об успехах и инициативах городского общества Осташкова XVIII- XIX веков, следует искать их корни как в традициях и нравах, религиозности осташей, в умении организовать самоуправление, так и в богатстве «от промыслов своих» и успешной торговле.
По всей вероятности, традиции самоуправления начали складываться с самого основания рыбачьих слобод на полуострове. Находясь в приграничье, претерпевая набеги недругов, осташи волей-неволей объединяли силы и умели постоять за себя. А где-то применяли хитрость, искали обходные пути, дабы соблюсти свои интересы. Вот два примера.
В 1716 году, вопреки петровскому запрету о строительстве церквей сверх потребы, осташи построили церковь на острове Житный, чтобы сохранить свою святыню – икону Смоленской Божией матери. И потом, вплоть до 1727 года, дружно, используя всяческие ухищрения, боролись с многократными попытками закрыть церковь и монастырь и вывезти икону. И это получилось!
Другой пример привел Владимир Иванович Покровский (основываясь на записках современника, известных как «Дело об исчезновении соли», 1793 год). «Городовое положение Екатерины Второй 1785 года привилось в Осташкове. Граждане серьезно относились к своим новым обязанностям и правам и старались выбирать наиболее даровитых и достойных представителей своих интересов. Но общий государственный строй и развитие общественной жизни были таковы, что идеи, положенные в основу законоположений, не всегда находили полное осуществление. Городу было дано самоуправление, но не полное, а ограниченное губернской администрацией и ее уездными агентами».
Однако даже при таком положении дел осташи нашли способ (кристально безупречным его не назовешь!) для сохранения самоорганизации.
«Мало-помалу между местными выборными городскими учреждениями и губернской администрацией выработались безобидные отношения, основанные на некоторых уступках со стороны города. За уплатою некоторых денежных сумм, в виде ежегодных приношений разным административным (второстепенным) лицам, во всех существенных делах хозяйства и управления городское общество было самостоятельно и пользовалось самоуправлением».
Тот же Покровский в своем «Историко-статистическом описании города Осташкова Тверской губернии» 1880 года отмечает: «Осташи неравнодушны к делам общественным. Факты минувшей жизни Осташкова показывают, что предприятия, имевшие целью благо общественное, всегда находили у здешних граждан моральную и материальную поддержку…».
Также отмечает, описывая нравы и обычаи осташей, что «…все [гости] одинаково пользуются вниманием хозяина; и из гостей никто ни к кому не показывает пренебрежения. Обычай этот сохранился от глубокой старины, и хотя в последнее время класс богатых людей стал заметно выделяться из массы, тем не менее редко где можно встретить такое общение между различными слоями общества, какое еще существует в Осташкове».
Приступая к рассказам о «полезных предприятиях» и инициативах Осташкова в XVIII-XIX веках, мы весьма условно разделили их на несколько категорий:
— религиозные новации
— бизнес-инициативы
— «думцам на заметку»
— благоустройство
и безопасность
— медицина и просвещение
— благотворительность
— культура и искусство
Не оставим без внимания граждан, которые внесли вклад в развитие самоуправления, а также найдем повод улыбнуться изобретательности и наивности наших замечательных предшественников.
Наталья Николаева
Осташковский ссыльный, он же отец земской статистики
Надо сказать, автор «Историко-статистического описания Осташкова…» знал, о чем писал, ибо основывался на личном опыте и воспоминаниях.
Покровский Василий Иванович (2 января 1839 – 9 сентября 1915) — русский земский статистик, экономист, редактор.Василий Иванович родился в семье священника Иоанна Покровского в селе Итомля Ржевского уезда Тверской губернии. Учился в тверской гимназии, окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1859 году начал литературную деятельность, сотрудничал с газетой «Московские Ведомости».
Россия в те годы готовилась расстаться с крепостным правом и вступить в полосу глубоких реформ государства и общества. Немудрено, что в московской студенческой, профессорской среде, общаясь на каникулах с деятелями по разработке крестьянской реформы в Твери, Василий Покровский увлекся общественной работой. Это увлечение молодости будет в дальнейшем реализовано в научных интересах.
Немудрено и то, что в друзьях оказались люди, «неблагонадежные» для власти. Так что Василий Иванович из Москвы, где уже преподавал в нескольких учебных заведениях, угодил в Петропавловскую крепость. Затем его выслали в Тверскую губернию, в Осташков, где отец Иоанн был в это время священником в Троицком соборе. Вот откуда идут глубокие познания жизни, быта, характерных особенностей жителей Осташкова!
Впоследствии он переехал в родной Ржев, на работу в судебные органы. С 1869 года служил при ржевском и тверском окружных судах. В 1871 году был приглашен тверским губернским земством на должность заведующего статистическими работами. Наряду с Николаем Романовым стал одним из первых земских статистиков в Российской империи.
Покровский был пионером в применении экспедиционного способа исследования населения и землевладений. Он участвовал в написании работ по изучению Тверского края, это исследование составило более 20 томов. В нем подробно описывались территории, экономическое положение населения и частновладельческих хозяйств.
Несколько уездов Тверской губернии, в том числе Осташковский, ученый исследовал лично. Читая работу, посвященную Осташкову, не устаешь благодарить Василия Ивановича за внимательное, бережное и очень теплое описание, не оставившее без внимания даже самые маленькие штрихи и нюансы осташковского прошлого. Это поистине энциклопедия прошлого нашей малой родины.