Исторический эпизод, имевший место в 1793 году в Осташкове
Как известно, в 1770 году императрицей Екатериной Второй Осташковским слободам был дарован статус города. «Городовое положение Екатерины Второй привилось в Осташкове. Граждане серьезно относились к своим новым обязанностям и правам и старались выбирать наиболее даровитых и достойных представителей своих интересов. Но общий государственный строй и развитие общественной жизни были таковы, что идеи, положенные в основу законоположений, не всегда находили полное осуществление. Городу было дано самоуправление, но не полное, а ограниченное губернской администрацией и ее уездными агентами. Отсюда – ряд столкновений города с администрацией, которые вели к подчинению города. Мало-помалу выработался такой порядок, что Городская Дума и Магистрат по хозяйственным делам вполне подчинялись Губернскому правлению и Губернатору. В какой мере подобные отношения установились уже в конце VVIII века, видно из следующего случая, рассказанного современником.
Около 1793 года в Осташкове растрачена была казенная соль. Заведывание этой солью принадлежало тогда магистрату, а распоряжение – особым государственным чиновникам; но судя по ходу дела об этой растрате соли фактически распоряжались всем делом чиновники, а на магистрате лежали только формальное заведывание и действительная ответственность. Когда о растрате стало известно в губернии, в Осташков отправился производить дознание сам генерал-губернатор Архаров. Собрав на торговой площади всех членов магистрата, Архаров стал бранить их и обозвал ворами. «Мы не воры, ваше высокопревосходительство! – осмелился возразить один из ратманов, купец Щетинин. – Мы соли не крали, а только верили приставленной к ней чиновникам!». Архаров разгневался, затопал ногами и закричал: «Да знаешь ли, что говоришь? Вам доверено, вы и отвечайте за все!», — и, указав на стоявший позорный столб, у которого наказывали преступников, спросил: «Хочешь ли ты – я введу тебя на этот столб?». Щетинин затрясся и упал, а прочие члены упали на колени и умоляли о прощении.
По обозрении города, Архаров отправился по озеру в деревню Сорога в шлюпке в сопровождении дворян и граждан. Две лодки шли с провизией и винами. В Сороге были собраны песельники и песельницы – и началось веселье. После угощения начальник смягчился и на прощанье дал слово ходатайствовать перед Правительством за виновных. Ходатайство было уважено, и это дело закончилось для Осташкова благополучно…
Мало-помалу между местными выборными городскими учреждениями и губернской администрацией выработались безобидные отношения, основанные на некоторых уступках со стороны города. За уплатою некоторых денежных сумм, в виде ежегодных приношений разным административным (второстепенным) лицам, во всех существенных делах хозяйства и управления, городское общество было самостоятельно и пользовалась самоуправлением».
В.И. Покровский, Историко-статистическое описание города Осташкова., 1880 г.