Мой труд — это творчество, воображенье,
Задач, очень трудных, порою решенье,
Фантазия, выдумка и нестандартность,
Открытий ребячьих огромная радость…
А. Ю. Рылова
Как и обещали в прошлом номере, знакомим вас с победителем муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» — воспитателем первой категории детского сада «Светлячок» Натальей Федяевой и её эссе.
Жила – была девочка, девочка Наташа! Очень любила петь, танцевать, с малышами играть. Пролетело дошкольное детство, пробежали школьные годы. Пришло время выбирать профессию. Задумалась девушка: где же можно играть и петь, танцевать и стихи читать? Кем быть?
Конфуций сказал: «Выберите себе работу по душе и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни!» И Наташа такую профессию выбрала. Стала педагогом!
Конечно, эта Наташа – я, воспитатель детского сада №3 «Светлячок» — Наталья Александровна Федяева.
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который, встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства. Каждый день я спешу на встречу с самыми замечательными и искренними людьми на свете – моими воспитанниками подготовительной группы «Радуга».
Когда дети приходят в детский сад – главное завоевать их доверие, чтобы они с радостью приходили в свой второй дом. А когда ребенок подарил свое доверие воспитателю, начинается основная работа – помочь ему открыть такой огромный и интересный мир, научить жить в нем, видеть его красоту, научить дружить, играть, мечтать, творить. Главное — быть детям близким человеком: любящим, терпеливым, искренним, неравнодушным по отношению к ним и их родителям.
…Вспоминаю себя лет 10 назад. Как многого я тогда не знала! Всё приходит с опытом, каждодневной работой над собой. А главное, с желанием развиваться и самосовершенствоваться. Отдавать детям тепло своего сердца.
Каким же должен быть воспитатель? Какими качествами он должен обладать в связи с требованиями «нового» времени?
Современный мир – это мир самых новых технологий, инноваций и информации. Это мир компьютеров, интернета, телефонов. Воспитателю необходимо идти в ногу со временем. Это должен быть грамотный педагог, мобильный и динамичный. Он должен владеть новыми информационными, компьютерными технологиями, которые формируют навыки и умения информационно-поисковой деятельности. Ведь, если воспитатель будет стоять на одном месте, дети просто перерастут его в своем развитии.
В моем представлении, воспитатель должен владеть множеством способов передачи и получения информации, постоянно самосовершенствоваться, использовать в работе с детьми разнообразные технические новинки. Это позволит создать условия для развивающего вариативного дошкольного образования.
Конечно, можно сетовать, что YouTube и Tik Tok, захватили мир, а можно показать детям полезные возможности этих приложений: посмотреть ролик о способах завязать шнурки (перед школой это важно), понаблюдать за поведением жителей Африки… Ведь цифровой мир может быть помощником.
В работе с детьми я активно использую современные и прошедшие испытания временем образовательные технологии: здоровьесберегающие; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые.
Особое внимание я уделяю опытно – экспериментальной деятельности. Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Детское экспериментирование важно и необходимо современным детям.
Например, знакомя ребят со свойствами и тремя состояниями воды, я предлагаю детям самим создать условия и провести опыты с водой, льдом, паром. Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому они очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является одним из ведущих, способом познания мира.
Быть воспитателем в современных условиях непросто. Ни для кого не секрет, что с каждым годом становится все сложнее соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к личности и профессиональным качествам педагога. В списке традиционных качеств личности воспитателя, таких, как: доброта, эрудированность, ответственность, профессионализм, появляются такие, как мобильность, умение быстро перестраиваться, исходя из интересов детей. Лишь преданные этой профессии и способные быстро подстраиваться под эти требования педагоги стоят у руля воспитания и развития детей. Мне кажется, очень важным акцентировать сегодня внимание на нашей профессии. Думаю, что этот год – год педагога и наставника – принесёт много пользы для всего педагогического сообщества.
Могут меняться педагогические технологии, формы, способы, методы и средства их реализации, но я, как воспитатель, должна сохранить тепло своей души, чтобы научить детей ценить и принимать общечеловеческие ценности: доброту, чуткость, сострадание, отзывчивость и, конечно, любовь – любовь к ближнему, к окружающему миру, к своей родине – России, к своему родному Осташкову. Я должна чувствовать и понимать детей, чтобы каждый ребенок ощущал себя нужным.
Мой рабочий день начинается так. Утро. Пришла, во время приема детей пообщалась с родителями, провела утреннюю гимнастику, завтрак. Занятие. Тема: «Кем я буду, когда вырасту?» Ответы ребят разнообразны: Лев – президент, Арсений – пограничник, Ева – швея, Алиса – балерина. А Лиза сказала: «Я буду воспитателем, как Вы, Наталья Александровна…» Эти слова для меня очень дороги! Если существует хотя бы один малыш, который хочет быть таким же воспитателем, как я, значит, не зря я выбрала эту профессию.
Мне доверяют самое ценное, самое дорогое – детей, нашу надежду, наше будущее. Именно от меня зависит, по какой дороге в будущем пойдет маленький человечек. Я не могу сопровождать своих воспитанников всю жизнь, но я очень надеюсь, что они всегда будут идти той дорогой, которой мы с ними шагали вместе в детском саду – дорогой добра, справедливости и дружбы.
Наталья Федяева