Байкало-Амурская магистраль одна из крупнейших железнодорожных в мире, ее протяженность 4287 километров. В ходе строительства было возведено 142 моста и проложено восемь уникальных туннелей. Причем Северо-муйский туннель, протяженностью 15343 метра, стал самым длинным в России. К 1984 году, то есть к моменту завершения строительства БАМа, здесь трудились около миллиона человек.

Торжественное мероприятие в Осташковском отделении «Боевого братства», приуроченное к награждению наших земляков – ветеранов строительства БАМа юбилейной медалью «50 лет Байкало-Амурской магистрали», тронуло многих до слез. Еще бы! Ведь полвека для них пронеслись со скоростью «Сапсана». А там вдали за горизонтом, среди вечной мерзлоты, непроходимой тайги, заснеженных сопок и горных рек осталась их тревожная юность.

Осташковские БАМовцы

Сегодня Осташков может по праву гордиться людьми, которые несколько десятилетий назад отправились покорять, казалось бы, неприступные места. Россия с дореволюционных времен вынашивала планы по строительству важнейшей в экономическом и стратегическом значении железной дороги, связывающей Восточную Сибирь и Дальний Восток. Но лишь в конце шестидесятых годов, когда до предела накалилась обстановка на советско-китайской границе, руководством страны было принято мудрое решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которую в 1974 году объявили Всесоюзной комсомольской стройкой. Энтузиазм молодого поколения тогда просто зашкаливал. Сотни тысяч юношей и девушек из всех уголков страны отправились покорять тогда таежные края.

Михаил Тузов вручает медаль Виктору Куксинскому

Заместитель главы администрации Осташковского городского округа Михаил Тузов тепло поблагодарил наших земляков за участие в самой грандиозной стройке двадцатого века и вручил им юбилейные медали. В числе награжденных ветеран железнодорожных войск полковник в отставке Виктор Куксинский, Александр и Надежда Лосевы. Их, как Николая и Наталью Фоминых, крепкими семейными узами связал именно БАМ. Также вместе строили свое счастье в щитовых домиках-времянках под завывание снежных вьюг и крепкие сибирские морозы Людмила и Александр Романцовы. От командира взвода до главного инженера воинского соединения в Комсомольске-на-Амуре дослужился Олег Паридух. Весомый вклад в строительство магистрали внес и Григорий Новак. За чашкой чая с ароматными пирогами каждый из них вспоминал самые яркие страницы своей бамовской молодости, о которой вполне заслуженно было сложено великое множество стихов и песен. Одну из них затянули вполголоса виновники торжества.

Солнце в небе светит мудро,
Молодеет древний край.
От Байкала до Амура
Мы проложим магистраль.

Надежда Лосева, в прошлом начальник станции Улькан, принесла на встречу несколько красочных фотобуклетов, вернувших бамовских именинников в далекую юность.

— Вот видите, у каждой станции свое неповторимое лицо, свой национальный колорит. Ведь строили их посланцы разных республик СССР. Нашу, например, строили представители Азербайджана. Поэтому в гости к нам однажды пожаловал сам Гейдар Алиев. А вот эту медаль мне лично вручал сам Брежнев. Только не Леонид, а Владимир – министр транспортного строительства СССР, — улыбаясь, вспоминает счастливые мгновения своей бамовской биографии Лосева.

Тында положила начало многодетной, причем явно военизированной семье Фоминых. Сегодня все трое сыновей Николая и Натальи выбрали профессию офицера. И двое из них несут службу в том самом суровом краю.

Итог встречи строителей БАМа подвел руководитель Осташковского отделения Всероссийской организации Союза ветеранов Николай Фомин: «Дорога была. Есть. И будет.»

Олег СЕВЕРОВ

Добавить комментарий