И то, и другое вызывало прилив патриотизма наших земляков – с разной, разумеется, амплитудой. Вот одни из первых гостей (в кавычках и без).
*Начало XVII века. Смутное время. В 1609 году Осташков занят был поляками; но – внимание! — начальник французов Пьер де-ла-Виль, приведенных шведом Эдуардом Горном, выгнал поляков. Поляки пытались было и в 1610 году овладеть Осташковом, но встретили со стороны жителей и гарнизона сильный отпор и отступили. Местом этой битвы была нынешняя площадь Свободы (а прежде городская торговая площадь). При строительстве Преображенской церкви полтора века спустя было обнаружено множество захоронений.
* В 1615 году Осташков видел у себя хоть на минуту уполномоченных русских послов Мезецкого и Зюзина с немецкими послами, то есть шведскими и английскими, приезжавшими в Осташков для ведения переговоров о мире со Швецией. Переговоры эти проходили в семи верстах от Осташкова, в деревне Пески. Мир по этим переговорам не состоялся, и постановлено было собраться для переговоров в другом месте.
*В 1655 году, по случаю морового поветрия, гостило в Осташкове несколько семейств жителей Москвы, и каждый воскресный день совершаемы были молебствия и крестные ходы вокруг городового вала в сопровождении Московского Архангельского протопопа Никифора, других московских попов. А также в 10 и 15 верстах от Осташкова для предохранения от заразы поставлены заставы.
* В 1656 году зимою Патриарх Никон, проезжая из Твери в Иверский монастырь и из него в Вязьму, на этом обратном пути в Вязьму заезжал в свою вотчину в Осташков. В Осташкове он пожаловал игуменье Фекле из Пелагеиной пустыни (погост Рогожа) да рядовым двадцати двум странницам по гривне и пять рублей на монастырское строение. Там же осташковским двадцати трем безместным старицам Прасковье и Голендухе по гривне. Также в Осташкове, по государевому патриарховому именному приказу, ржевскому боярскому сыну Андрею Иванову, сыну Толстова для его скудности шести дочерям его по рублю каждой.
* 18 мая 1717 года шайка воровских людей человек под 40, под предводительством разбойника Петрушки в первом часу дня внезапно напали на монастырь Нилова пустынь. Пробравшись воровски внутрь монастыря, они ворвались в монастырскую казенную платяную палату и, разломал двери, обобрали хранившиеся там пожитки монастырских и близких к монастырю помещиков, которые отдавали в монастырь свое добро на сбережение от таких же воровских людей. Жители Осташкова немедленно приплыли в монастырь под предводительством осташковского управителя дворянина Клокочева и нескольких офицеров, проживающих в Осташкове. И, нагнав воров на дороге, разбили их шайку, причем некоторые из воров были убиты, некоторые ранены, но главный разбойник Петрушка успел уйти и продолжал свой воровское ремесло в разных местах Осташковского уезда.
*В 1724 году жители Осташкова воспрепятствовали управителю духовных дел Ржевского уезда, игумену Селижарова монастыря Нифонту, прибывшему в Осташков для отобрания от церкви Житенного монастыря икон и церковной утвари. Но крестьянин Осташковской Иосифовской слободы взял икону Смоленской Божией Матери и в сопровождении большого числа осташковских жителей унес ее в Осташков и поставил в Воскресенской церкви.
* В 1765 году новгородский губернатор граф Яков Ефимович Сиверс, отправившись на юг для исследования предполагавшегося соединения озера Ильмень с верховьями реки Волги, проездом через озеро Селигер побывал и в Осташкове. Осташков очень понравился ему своим превосходным местоположением и промышленным духом его жителей, и он писал с дороги императрице Екатерине Второй: «Один росчерк Высочайшего пера может сделать из него значительный город».
Источник: прот. Владимир Успенский «Записка о прошлом города Осташкова Тверской губернии», Тверь, 1893
Подготовила Наталья Николаева