13 апреля жители Осташковского городского округа вспоминали своего почётного земляка Александра Васильевича Гусева, отметив столетие со дня его рождения. В 1957 году Гусев выполнил чертёж архитектурного комплекса на истоке реки Волги, впоследствии ставшего одним из наиболее узнаваемых символов нашего района, ежегодно привлекающим тысячи паломников не только из Тверской губернии, но и со всей России.

Дошёл до Берлина

А.В. Гусев родился 13 апреля 1922 года в деревне Кулатово Зехновского сельского совета. После окончания Осташковской неполной средней школы и рабфака 2 октября 1940 года был призван в ряды Красной Армии, там и застала его война: на марше, в походных лагерях в сторону Каменец-Подольска.

На фронте — с 22 июня 1941 года. Дошёл до Берлина. Каким был солдатом, об этом красноречиво говорят награды — два ордена Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», орден Отечественной войны II степени, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Демобилизовался в звании старшего сержанта 22 октября 1946 года.

После войны в 1949 году окончил механический техникум и 36 лет отработал на кожевенном заводе в должностях от конструктора до старшего инженера-конструктора. За плодотворную трудовую деятельность, большой вклад в сохранение и развитие культурной жизни края, его традиций А. В. Гусеву присвоено звание Почетного гражданина г. Осташкова.

Оставил богатое наследие

Александр Васильевич Гусев делал проекты заводской поликлиники, закрытого плавательного бассейна, жилых домов предприятия, пионерского лагеря и пансионата в д. Бараново. К сожалению, о некоторых проектах нашим современникам остаётся только вспоминать. Не всё богатое наследие конструктора удалось сохранить до наших дней, но символы, как известно, истлевают последними.

Создал образ Истока

В 1957 году А.В. Гусев выполнил чертёж архитектурного комплекса на истоке реки Волги (входная арка, деревянный настил от арки до истока, домик над истоком). Идея благоустройства истока принадлежала директору кожевенного завода Константину Николаевичу Смелкову, он же утверждал проект. Всеми строительными работами по благоустройству Волги руководил автор — Александр Васильевич Гусев.

Он взял за основу традиционную деревянную четырёхугольную часовню с четырёхскатной крышей, которая с первой половины XVIII столетия существовала над истоком Волги, и добавил окна и дополнительные световые окошки на уровне кровли. Благодаря такому мудрому подходу к архитектурным сооружениям, образ был принят душой русского народа.

В таком варианте существует до сих пор, хотя это уже не домик, а часовня (в 1990 году был водружён крест, в 2007 году появилась главка). Образ истока реки Волги, созданный Александром Васильевичем Гусевым, запечатлён в памяти нескольких поколений россиян и уже навсегда останется в истории родного края.

Встреча со знаменитым земляком

Добрый друг редакции, наш постоянный читатель, поэтесса и автор большого ряда публикаций Людмила Дмитриевна Александрова бережно хранит открытку с дарственной надписью, на которой изображен домик на истоке великой реки. Открытку на память подписал 27 июля 2001 года автор проекта этого домика А.В. Гусев. На страницах газеты в 2012 году были опубликованы воспоминания Л.Д. Александровой о встрече с нашим знаменитым земляком. Ниже мы публикуем выдержки из этого материала:

«Собирая сведения о старце Георгии Кулатовском у людей, преимущественно пожилого возраста, я решила сходить и к Александру Васильевичу Гусеву, узнав, что он родился в дер. Кулатово. 5 июля 2003 года я пришла в дом 14а, по переулку имени Любы Богомоловой, где жил Александр Васильевич. <…>

Незаметно Александр Васильевич увлекся воспоминаниями о своей жизни. Рассказал и несколько забавных случаев о детстве и юности: как с мальчишками лазили в чужие огороды за яблоками, хотя и свои яблони были; о том, как горох на поле воровали, как сторож за ними гнался не один раз с крапивой в руках. Я тоже невольно улыбалась, слушая эти и другие его рассказы. <…>

Далее Гусев поведал, что с ранних лет любил рисовать, и даже хотел поступать в художественную студию имени Грекова, но не получилось… Очень любил он и музыку. Особенно ему хотелось научиться играть на гармони.

— Стал я на ней учиться играть, — рассказывал Гусев Людмиле Дмитриевне. — Играю однажды во дворе, а проходящий мимо дома военный послушал, да и предложил мне поехать в Бараново в качестве баяниста. Было мне тогда к восемнадцати годам, дело перед армией, все-таки сколько-нибудь подзаработаю, да и играть люблю. Два месяца в Баранове прожил. Игра моя нравилась. Потом в армию взяли, а в 41-м и война началась. Более шести лет пришлось мне служить. Много всего пережил, как и другие наши люди, – обо всем не расскажешь… Не забывал я свое любимое увлечение и после войны. Во многих осташковских учреждениях работал баянистом: и в театре кожзавода, и на турбазах, и по Селигеру на пароходах плавал с передвижными концертами, и в других городах бывал на смотрах художественной самодеятельности. Не раз призы и грамоты получал за свою игру. И в Доме пионеров я баянистом работал.

Я сказала, что это-то и я помню. Сама, будучи в пионерском возрасте, принимала участие в танцевальном, хоровом и драматическом кружках, и что от его игры до сих пор осталось очень хорошее впечатление. Мы, дети, любили Александра Васильевича… Он продолжал:

– Поехали мы однажды с концертом на пароходе, вроде в Полново, а я во время рейса стал играть на баяне то одну песню, то другую. И тут ко мне подошел человек кавказкой национальности и спросил, умею ли я играть лезгинку. Не отвечая на вопрос, я тут же заиграл этот танец. И человек, не удержавшись на месте, пустился в пляс. Он очень зажигательно, с большим темпераментом исполнял этот свой национальный танец, чудесную лезгинку под аплодисменты пассажиров.

Рассказывая это, Александр Васильевич тепло улыбается: — А потом кавказец долго благодарил меня: «Ай, дарагой! Цены тебе нет! Родину ты мне напомнил! Спасибо тебе огромное!». – Мне баян много радости для души давал, – сказал Гусев.

Спросила я потом у моего собеседника и о Семене Арсеньевиче Лебедеве — замечательном плотнике (отце Анны Кожевниковой-Лебедевой; этот человек когда-то жил в Кулатове рядом с Егором-провидцем). Гусев сказал, что Лебедев был в числе четверки плотников, построивших в 1957 году деревянный домик на истоке Волги по проекту же Александра Васильевича.

— Помимо Лебедева, было еще 3 человека: Крылов, по прозвищу «Трубка» (курил часто из трубки), потом еще один человек и Иванов Веня – бригадир. Кроме этих плотников, там были и жестянщик, и механик. Я тоже принимал участие. Купол сам делал. А крест наверху мне не разрешили поставить тогдашние местные власти. По прошествии многих лет вместо этого домика поставили новый, но точно такой же, однако уже с крестом наверху. А в третий раз при постройке домика, (по этому же моему проекту) были немного изменены боковые грани, а внутри его поместили икону Спасителя. Был сделан и добротный, длинный мост с перилами. Второй и в третий раз уже другие люди над этим работали.

<…>
Пожелав друг другу здоровья, мы разошлись по своим делам. Хозяин в огород к сарайчику пошел, где что-то мастерил до моего прихода, а я – к автобусной остановке, вспоминая наш разговор. 18 апреля 2005 года Александра Васильевича Гусева не стало. Могила его рядом с его женой Юлией Христиановной и ее родственницей. Когда бываю на старом кладбище возле могилок моей матери и двух братьев, то стараюсь навестить место захоронения Гусевых, желая им Царствия Небесного. Также в храме поминаю Александра Васильевича. Его забыть невозможно, – этот замечательный, удивительно скромный человек навсегда прославил наш Селигерский край!».

При подготовке материала использованы публикации Л.Д. Александровой и Осташковского краеведческого музея

В коллаже использованы фото Татьяны Глузман и из фондов Осташковского краеведческого музея

Добавить комментарий