От древнего города-крепости до дачного посеёлка с высокими заборами
Прежде в рамках рубрики мы рассказывали о деревнях Осташковского городского округа с богатым аграрным прошлым. Знакомили вас с их жителями, для которых развал Союза и последовавшее за ним фактическое упразднение сельского хозяйства стали настоящей трагедией. В этот раз мы отправляемся в дачный посёлок на берегу Слободского плёса Селигера. И это будет уже совсем другая история.
Церквушка, как свечка…
Крутой бережок,
Зовется местечко
Никола Рожок…
Г.И. Гончаров
Деревня Никола Рожок входит в состав Ботовского сельского поселения и находится в 30 км от Осташкова. Расположена она на западном склоне высокого холма, возвышающегося над гладью озера Селигер.Если до поворота на Сокол асфальтовое покрытие можно ещё назвать приемлемым, то после него мы уже еле ползли по ямам, оглушительно стуча подвеской автомобиля на всю округу. Так и добрались до деревеньки Заречье, примыкающей к Никола Рожку.
Деревеньки эти условно разделены небольшой протокой, соединяющей озёра Селигер и Корегощ. В Заречье нас встречает табун лошадей и десятки вывесок: конные прогулки, квадроциклы, лодочный прокат, VIPбаня, массаж, педикюр, маникюр, депиляция, стрижка и даже гирудотерапия (слово, подразумевающее лечение пиявками, на вывеске написано через «е»). Как вы уже поняли, Заречье полностью переориентировалось на туристов и предлагает им избавиться от всего лишнего — денег, растительности и даже крови. О качестве услуг и сервисов судить не возьмемся, потому как ничего лишнего у нас с собой не было.
Преодолев насыпной мостик через протоку, машину решили оставить сразу за ней и дальше вглубь деревни Никола Рожок идти пешком. Это оказалось очень правильным решением. Деревенька небольшая, но вся сплошь состоит из глухих заборов из профнастила, образующих настоящий лабиринт. Находиться в этих узких металлических коридорах со стенами, значительно превышающими человеческий рост, было, мягко говоря, некомфортно.
Мы приехали в эту дачную деревеньку, чтобы, в том числе, запечатлеть её актуальный визуальный образ, сопоставив с тем, о котором читали в краеведческих книгах. Через 20 минут блуждания по лабиринту в тщетных попытках выполнить эту миссию у нас заныли шеи. Какой уж тут визуальный образ?! Впрочем, вот, в глубине стоит аккуратный домик с приятным ландшафтным дизайном вокруг и беседкой у воды. Присматриваемся и видим, что и там уже проклюнулись столбики, которые вскоре, вероятно, также обрастут непроницаемым забором. Неподалёку изъезженный бульдозером участок с выкорчеванными деревьями, выходящий прямо к озеру Селигер. На участке кверху днищем ржавеет какое-то внушительных размеров судно. Гадаем, что появится на этом участке сперва – забор или все же усадебка.
Обойдя лабиринт, мы насчитали порядка пяти довольно крупных баз отдыха и отелей. Сколько таких же и поменьше прячутся за заборами и не афишируют свою деятельность, можно только догадываться. Заморосил дождь. Мы, так и не встретив ни одного местного жителя, туриста и дачника (не сезон еще), побрели к храму в честь Успения Пресвятой Богородицы, расположившемуся на живописном холме с крутым обрывом у самого озера.
Найти храм нетрудно, он стал главным ориентиром, величественно возвышающимся над лабиринтом. Но мы все же взглянули на карту, и заметили на ней маленький водоём в низине у подножья холма – это Поповское озеро. На пути к нему нас встречает табличка: «Общественный пляж. Д. Никола Рожок. Стоянка туристов запрещена». А сразу за ней в сосновом бору — огромная свалка мусора. Зрелище вызвало у нас настоящий шок. Давно мы не встречали таких свалок у самой границы сельского поселения, да еще близ общественного пляжа. Учитывая, что сезон палаточного туризма еще не начался, вариантов всего два: либо этот мусор хранится здесь еще с прошлого года, либо его оставили не палаточники, а дачники и турбазы.
Высоченные заборы, скрывающие все видовые точки, гора мусора и тонкая полоска грязи, что пролегла по лабиринту и выполняет роль едва проходимой для автомобилей тропы. И всё это безобразие — в уникальном месте с богатейшей историей, природой, которую славили писатели и художники.
Осознание этого наполняло сердце щемящей грустью. Такой предстала перед нами деревня Никола Рожок. С этим чувством мы поднялись к колокольне храма, где и встретили первых за все это время людей.
— Теперь это чисто дачная деревня, как вы уже заметили, — сообщил Михаил Алексеевич Андреев. — Всё скупили, застроили и обнесли заборами. Не было раньше этих заборов, палисадники были и цветы, которыми все любовались. А потом появились крупные собственники из столицы и всё стали огораживать — не ходи, не смотри, моё! Ну а за ними и местные подтянулись. Сами мы из дачной деревни Неприе, но живём в городе. Сюда приехали на погост. Тут все наши родные — бабушки и прадедушки.
Пройдя через ушко высокой колокольни обращаем внимание на послание приходского собрания: «Дорогие братья и сестры! Просим оказать помощь в спиливании аварийных деревьев на нашем кладбище. <…>». Через погост мы прошли в храм и, спросив разрешения, сделали снимок пасхальной арки. Осмотрели убранство и настенную роспись XIX столетия, нуждающуюся в реставрации. Снаружи храм выглядел благообразно. Поговорим о нём подробнее в следующей части, которая проведёт нас сквозь глубь столетий. К ней и предлагаю перейти.
К IX-XII векам в Селигерских землях существовало около 20 укрепленных городов-крепостей. В их числе значится и Никола Рожок – одно из древних поселений на Селигере. Жившие здесь кривичи торговали со скандинавскими и прибалтийскими странами. Занимались ювелирным ремеслом, изготовляя бронзовые украшения, получившие распространение только на Селигере. Местечко получило своё название от имени почитаемого в этих краях святого Николая Чудотворца и древней церкви его имени, а также от крутой конусообразной горы, возвышавшейся с севера от церкви и придававшей всему холму вид рога.
В 1389 году эта земля по завещанию Дмитрия Донского стала вотчиной его младшего сына Константина. В XVвеке здесь находилась большая слобода, принадлежавшая ржевскому удельному князю Константину Дмитриевичу. Незадолго до смерти князь постригся в монахи московского Симонова монастыря, приняв имя Кассиана. По завещанию на поминовение «по своей душе и своем брате», великий князь московский Василий Дмитриевич пожаловал слободу Рожок с церковью во имя Николая Чудотворца, деревнями, озерами и всеми земельными угодьями Симонову монастырю.
Монахи Симонова монастыря основали первый на Селигере мужской монастырь, называемый Никола на Рогу. Расположенный на высоком холме, монастырь стал не только местом затворничества монахов, но при случае мог предупредить об опасности со стороны беспокойных западных соседей. В 1764 году в результате проведения Екатериной II монастырской реформы обитель закрыли. До наших дней сохранилась Успенская церковь, построенная в 1763-1768 годах.
После перестроек в XIX столетии храм на Никола Рожке имел три престола — в честь Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и преподобного Нила Столобенского чудотворца. Успенская церковь возведена на невысоком фундаменте из каменей-валунов. Стены храма мощные, толстые. Фасады оштукатурены и выкрашены в два цвета: желтый и белый. Четверик венчают пять луковичных глав с самой большой – центральной. Композиция сложная: четверик, трапезная, приделы, притворы. Интерьер же отличается ясностью и гармоничностью. Трёхъярусную колокольню возвели десятью годами позднее. Она сильно отличается от церкви. Стройная и гармоничная. Создает неповторимый художественный образ.
В середине XIX века погост стал населённым пунктом. Здесь проживало 26 человек. В 1876 году открыто приходское училище. Никола Рожок в предвоенные годы являлся излюбленным местом «дачного сидения» и творческого общения известных деятелей науки и искусства. Информация об этом содержится в воспоминаниях и публикациях разных авторов. В частности, в вышедшей в 2014 году в Чикаго книге Татьяны Белогорской «Селигер: от рассвета до рассвета».
В окрестностях Никола Рожка не сохранились старые дома крестьян. По свидетельству В.В. Ефимовой все здания были сожжены в ноябре 1941 года партизанами под руководством Софьи Ивановны Тарелкиной. Партизаны жгли крестьянские дома, оставляя «мёртвую зону» на случай оккупации района фашистами. Старики, женщины, дети оставались без крова. Но фашистов в этой «мёртвой зоне» не было.
Сгорели и дачи знаменитых писателей, художников, актёров, учёных, которые в 1930-е годы облюбовали окрестности Никола Рожка: В.М. Ходасевич, А.Н. Толстого, Б.А. Бабочкина, Н.Н. Качалова, П.И. Лопатина. После войны жители построили новые дома, а дачи восстановили лишь писатель Павел Иванович Лопатин и архитекторы Алексей и Татьяна Кипарисовы.
В 30-е годы храм закрыт и позже разграблен. После освобождения Осташковского района в 1942 году в Успенском храме размещалась школа. Её старое каменное здание было разрушено во время войны.
В 70-е годы силами Осташковского реставрационного участка были проведены ремонтные работы: восстановлены фасады храма, кровля, установлены окна. Как и повсюду в России, после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, Успенская церковь начала возрождаться.
В сентябре 2014 в здании бывшей слободской школы близ церкви стала действовать художественная галерея.Основную часть экспозиции составляют работы художников Кипарисовых, рождённые здесь и досконально запечатлевшие пейзажи окрестностей. Владеет галереей «Открытый дом» Игорь Анатольевич Лохматов. Он принимает гостей с мая по сентябрь.
Теперь, познакомившись с поистине богатой историей древнего поселения, вы наверняка можете представить, какие противоречивые чувства возникают у людей, которые любят Никола Рожок и помнят его совсем другим. Как всегда, на обратном пути мы обсуждали с фотографом редакции увиденное. Раньше города-крепости объединяли своими стенами людей и защищали их от внешнего врага. Сегодня стенами повыше старается отгородиться всякий, кто завладел земельным участком. Отгородиться, чтобы что? Спрятать свое имущество? Зачем, если оно заработано честно?! Защититься от врага? Тоже довольно странно, ведь в таком случае получается, что враг – это прежде всего ближайший сосед. А, может, таким образом обозначаются границы, за которые можно брезгливо выталкивать накопившийся мусор? Возможно, но в таком случае в большую помойку может превратиться всё то, что еще не обнесено забором и пока является нашим общим домом. Сосновые боры, песчаные пляжи, озёра, речки, улочки – всё то, что нам дорого.
Андрей РЯБОЧКИН
При подготовке публикации использованы материалы из книги «Селигерский край. Вчера. Сегодня. Завтра» И.П. Минакова и «Святыни
Селигерского края. Успенский храм на Николо-Рожке» Т.В. Барсегян (Куксинской)