В Осташкове активно благоустраиваются общественные пространства: городская набережная, парк Свободы, Набережный сад, парк Юность, ул. Евстафьевская… Все они после обновления нуждаются в содержательном наполнении, а вот с этим у нас пока как-то не задалось. Впрочем, положительные примеры все же встречаются. Об одном таком мы и расскажем в этой публикации.
Под содержательным наполнением мы подразумеваем уютные кафешки, объекты показа и современные востребованные сервисы, операторами которых может выступать малый бизнес. Вспомните, когда разработчики заявки на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях представили свою концепцию благоустройства бульвара на улице Евстафьевской, упор в ней был сделан на то, что на перекрестках с площадками в просторной пешеходной зоне должны появиться торговые точки, сувенирные лавки, летние вернисажи и прочее. Проект реализован, но бизнес на бульвар не пришёл, за одним исключением, о котором мы поговорим дальше. С благоустроенной в прошлом году набережной, как показывает первый после обновления сезон, дела обстоят немногим лучше.
Критикующие благоустройство общественных пространств Осташкова граждане могут традиционно сослаться на то, что по обе стороны Евстафьевской стоят руины и поэтому бизнес туда не идёт. Критиковать концепцию активации выключенной из жизни города улицы можно, как и её реализацию, но факт остаётся фактом — победа в конкурсе обеспечила увеличение пешеходного трафика по ней в десятки раз, а непроходимый, утопавший в грязи и мусоре бульвар стал одним из излюбленных мест для прогулок осташей и гостей Селигерского края. Это же справедливо и применительно к ряду других благоустроенных за последние годы территорий.
Администрация Осташковского городского округа, как, впрочем, и любого другого муниципального образования, не может выступать оператором процессов, о которых мы говорим в рамках этой статьи. Задача её сводится к созданию условий для развития бизнеса. И условия вроде бы созданы. Так в чём же дело?
Размышляя над этой темой, мы решили пообщаться с предпринимателем, автором идеи кофейни в башне монастырской стены (Рабочий городок) и сети фудтраков «Кофе XVIII век», расположенных на набережной, площади Свободы и ул. Евстафьевской. Напомним, что Андрей Петров был удостоен награды в номинации «Предприниматель года» за активное участие в социальных проектах территории Осташковского городского округа.
— Я родился в Осташкове и проживал здесь до 17 лет, — рассказывает Андрей. — Очень благодарен нашему ветеринарному техникуму, поскольку моя основная работа в Санкт-Петербурге последние шесть лет связана с оптовыми поставками расходных ветеринарных материалов по всей России. После окончания техникума я уехал в Тверь, где продолжил уже профессионально заниматься борьбой (Андрей является родным братом тренера Михаила Петрова, — прим. ред.). Жил в спортивном интернате и параллельно учился в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта. После решил сменить местожительства и в 22 года переехал в Санкт-Петербург.
После короткого знакомства, мы перешли к главной теме, но прежде Андрей поспешил отметить, что бизнесом, о котором пойдет дальше речь, в основном сегодня занимается супруга Светлана. На её плечах лежит текущее управление, логистика поставок и всё, что касается визуального оформления. Глава семьи принимает решения о масштабировании, закупках оборудования, занимается переговорами и определяет общий вектор развития.
— Идея открыть кофейню в башенке монастырской стены у меня родилась давно. Из раннего детства я помню, что в ней когда-то продавали вкусное мороженное. И вот как-то я проезжал мимо по Ленинскому проспекту, и мне стало грустно и неприятно, что в наше время она находится в таком неприглядном виде. Я предложил своим сотрудникам приехать, привести её в порядок и открыть кофейню. В июне 2018 года она открылась. Тогда это было, скорее, хобби.
Одной из первых наших работниц стала Екатерина Волкова, — продолжает Андрей Петров. — Она с нами и по сей день, но уже является управляющей. Катя — наша спина, надёжная опора, без которой удалённо управлять бизнесом было бы невозможно. Тяжёлой работой, связанной, в частности, с доставкой воды, здесь на месте занимается мой отец Александр Михайлович, за что я ему очень благодарен. Хочу сказать спасибо и всем девчонкам, которые с нами работают. Они — большие умницы!
Обычно предприниматели неохотно говорят о финансовой стороне вопроса, но Андрей оказался бизнесменом новой формации. Он открыт для диалога и для нас это особенно важно, поскольку искренне надеемся, что его опыт окажется полезным и вдохновит других активных горожан, которые хотят создать что-то новое, но пока сомневаются.
— Бизнес в Осташкове у нас сезонный. Сейчас это три фудтрака и кофейня в башенке. С мая по сентябрь они приносят прибыль, а с октября работают в ноль. Начинали мы с кофе и мороженого. Сейчас в меню также френч доги, картошка фри, сэндвичи, тортильи, леденцы и прочие угощения. Главные продажи в жаркий день — это мороженое, в прохладный — кофе. За месяц уходит до 50 кг кофе. В прошлом году за сезон было съедено 3,5 тонны мороженого.
Три года мы не поднимали цены совсем, не делали бы этого и сейчас, если бы не всем известная ситуация, повлиявшая на экономику повсеместно. В первый сезон в 2018 году сумели окупить затраты на косметический ремонт башни и закупку оборудования, на которые было затрачено порядка 400000 рублей.
С местной администрацией у нас сложились доверительные отношения. Муниципалитет во всем содействует и помогает. Мы стараемся отвечать тем же. В 2020 году со мной на прямой диалог вышел заместитель главы администрации Илья Дмитриевич Иванкин. Речь шла о том, что нужно заполнять новые пространства интересным горожанам и гостям содержанием. Тогда как-раз появился бульвар на Евстафьевской. Я подумал: “А почему нет?” И ни разу об этом решении не пожалел! Фудтрак оказался хорошим вложением. Сами по себе эти инвестиции не дешевеют. Кроме того, мне искренне приятно создавать в родном городе что-то новое.
Ещё два фудтрака мы приобрели в этом году. Они установлены на городской набережной и площади. На сегодняшний день все четыре точки на сто процентов рентабельные, — подвёл важные итоги масштабирования бизнеса Андрей Петров.
Важным фактором, определяющим успех любого предприятия, является концепция, которую, как правило, можно сформулировать в нескольких словах или предложениях. Она же является своего рода стратегией. Вот о ней мы и попросили рассказать нашего гостя.
— Концепцию развития бизнеса мы определяли совместно с супругой. Заключается она в следующем: доступная цена, качественные продукты и вежливое отношение к клиентам. При этом хотелось создать что-то уникальное, что невозможно повторить. Достичь этого удалось за счёт подхода к организации бизнеса и ценовой политики. Порция большого мороженого до вынужденного повышения цен стоила 60 рублей. Такая же по весу в кофейне любого другого города обходилась на тот момент в 300 рублей и более. У нас есть выход на самого крупного поставщика Северо-Западного федерального округа, который поставляет сертифицированные смеси. Вода и кофе — также от поставщиков. Торговые точки соответствуют всем требованиям контролирующих органов. Наш бизнес не получится копировать, потому что он построен так, что удешевление даже на 10 рублей не представляется возможным. Мы не стремимся к сиюминутной большой прибыли. Работаем на перспективу и лояльность клиентов. Я не боюсь рассказывать про наш бизнес. Напротив, считаю, что конкуренция — главный двигатель развития, способствующий появлению цивилизованных сервисов с адекватной ценовой политикой.
В завершение разговора с Андреем Петровым, задали ему два вопроса. Нам хотелось узнать: каких сервисов не хватает в Осташкове и что препятствует их созданию?
— Считаю, что ни один город не может успешно развиваться без транспортной компании, — отвечает Андрей. – Хорошо, что недавно у нас открыли ТК «СДЭК». Мне кажется, что Осташкову нужна химчистка. Её в городе нет, и это очень странно. Не хватает современных пространств для детей: игровых комнат с конструкторами, парков с гироскутерами и прочей электротехникой. Отвечая на второй вопрос, да, наверное, предприниматели чего-то боятся и это мешает им начать движение к цели. Но, с другой стороны, чего здесь опасаться? Сильно тут не проиграешь. Риски не столь высоки. Мой совет: не надо бояться, и даже если 90% людей вам скажут, что ничего не получится — дерзайте.
Подводя итог интервью, хочу заметить, что за последние несколько лет уровень потребления и запросы осташей на качественные, но доступные сервисы значительно выросли. Странно, что это почувствовали далеко не все местные предприниматели. Помню, когда открылась первая кофейня «Кофе XVIII век» в башенке, многие сомневались, что осташи начнут брать там напитки и распивать их на улице. Это было чем-то непривычным для нашего городка, на улицах которого обычно распивают что-то иное. Однако же начали. Теперь это что-то обыденное и привычное. Казалось бы мелочь, а жизнь стала чуточку комфортнее.
Андрей РЯБОЧКИН