«Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей» (А. Дементьев)

Вольно заменив «Россия» на «Осташков», хотелось бы, хоть и кратко, вспомнить тех земляков, кто значительно послужил на ниве просвещения Отечества.

Учителями славится

Разумеется, в первом ряду следует указать гордость нашей земли Леонтия Филипповича Магницкого (Теляшева). Он родился 19 июня 1669 года в Осташковской слободе, происходил из крестьян. По некоторым данным, был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустыни. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии. Легенда гласит, что Магницким прозвал его Пётр Первый: «…в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». В 1701 году Леонтий Филиппович был назначен в помощь англичанам-математикам, преподававшим в Школе математических и навигацких наук, только что открывшейся в Москве. В 1715 году Магницкий стал здесь старшим учителем и заведующим её учебной частью. Кроме того, с 1714 года он сам набирал преподавателей для создававшихся в России «цифирных школ». Бессменно трудясь в Навигацкой школе в течение почти четырёх десятилетий, а затем возглавляя её, Магницкий содействовал успеху петровских реформ в области просвещения. Составленная им «Арифметика, сиречь наука числительная…» стала популярным источником точных знаний в эту эпоху.

И уж если вспомнили о его родстве со святителем Нектарием, уместно будет сказать, что именно монастыри в те века служили кладезем учености. Об уровне образованности говорят и труды самого святителя, наполненные глубоким смыслом. Из литературного наследия Нектария сохранились несколько поучений инокам, отличающихся своей простотой; два похвальных слова преподобному Нилу Столбенскому; письмо к князю Ивану Катырёву-Ростовскому с биографическими подробностями; несколько книг, переписанных святителем.

Василий Васильевич Болотов

Именно в Ниловой пустыни в монастырской библиотеке и Леонтий Магницкий получил первые знания. Духовное образование получили и другие славные представители российского просвещения, имевшие осташковские корни.

Семён Лобанов родился в Осташковской патриаршей слободе. Первоначальное образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1756 году он поступил в Московский университет, где был удостоен нескольких золотых медалей. Получил степень магистра философии и свободных наук и в 1761—1762 учебном году преподавал в Московском университете. В 1762 году получил звание адъюнкта и был назначен преподавателем в Сухопутный шляхетский корпус, впоследствии был утверждён профессором физики и математики.

В 1769 году Семён Лобанов начал службу в Сенате и уже в 1770 году стал сенатским секретарём.

Лобанову принадлежат две научные книги: «Физика» и «Математика». Однако обе они так и не были опубликованы и распространились в XVIII веке в многочисленных списках. Скончался наш земляк в 1770 году.

Прохор Игнатьевич Суворов (1750-1815) — сын протоиерея Игнатия, настоятеля Троицкого собора Осташкова. С 1758 по 1765 год обучался в Тверской семинарии. В это время по указу императрицы Екатерины Второй, как лучший ученик семинарии в числе еще десятка других, он отправляется в Англию, «…чтобы в университетах Оксфордском и Кембриджском могли научиться высшим наукам на пользу государства».

15-летний Прохор начал учить юриспруденцию, философию, историю, богословие, древнееврейский язык, а также новые языки — французский и греческий. По отзывам английских учёных, Суворов почитался в Оксфорде «между искуснейшими математиками и алгебраистами»; ряд его трудов был издан в Англии.

Суворов в 1775 году окончил курс в Оксфордском университете, удостоен звания действительного магистра наук и возвратился в Россию, где 9 октября 1775 года определён учителем в морской кадетский корпус, служил преподавателем многих предметов — математики, латинского языка, мифологии, английского языка и словесности. В 1783 году назначен помощником инспектора корпуса, а в марте 1794 года — инспектором. За время пребывания в корпусе Суворов и преподаватель Василий Никитин написали «Тригонометрию плоскую и сферическую», напечатанную в 1787 году, и «Евклидовы стихии, в 15 книгах состоящие». Служил также в Черноморском штурманском училище в Николаеве. В 1810 году указом был возвращен в Москву и был ординарным профессором чистой математики в Московском университете. Награжден орденом св. Владимира IV степени.

Василий Васильевич Болотов (1953-1900) родился в селе Кравотынь, был сыном диакона Троицкого собора. По окончании Осташковского духовного училища в 1869 году Василий Болотов поступил в Тверскую духовную семинарию, а в 1875 — в Санкт-Петербургскую духовную академию. Был профессором древней церковной истории в этой академии. С 1893 года Болотов — член-корреспондент Императорской академии наук, а в 1896 году получил учёную степень доктора церковной истории.

Перевёл на сирийский язык ряд необходимых вероисповедных формул; в 1900 году он был назначен делегатом в особую комиссию при Астрономическом обществе для согласования православного календаря с западно-европейским.

9 июня 2014 года в храме Введения Пресвятой Богородицы села Кравотынь была открыта мемориальная доска, посвящённая Василию Болотову, русскому востоковеду, церковному историку.

Здесь будет уместно вспомнить и ныне здравствующих уроженцев нашего города, которые внесли свой вклад в подготовку высококлассных специалистов.

Юрий Борисович Зубарев, почетный гражданин Осташкова (1938 г.р.) – видный ученый в области радиоэлектроники и связи, член-корреспондент РАН. Был в 1971-1979 ректором (кстати, самым молодым в Союзе!) Всесоюзного заочного электротехнического института связи, впоследствии был заместителем министра связи СССР, директором Научно-исследовательского института радио..

Станислав Дмитриевич Иванов (1945 г.р.)- известный петербургский художник, член Союза художников России, директор Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха, участник многих выставок в нашей стране и за рубежом.

Владимир Иванович Косов (1951 г.р.) — доктор технических наук, профессор; член-корреспондент РАЕН; академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы долгое время преподавал в Тверском государственном техническом университете; был заведующим кафедрой «Природообустройство и экология».

Еще один наш знаменитый земляк — контр-адмирал Виктор Федорович Лякин (1949 г.р.) в 1996-2004 годах был начальником командного факультета Военно-морской академии, доцентом кафедры тактики надводных кораблей.

Разумеется, это далеко не полный перечень замечательных осташей, прославивших себя на ниве общего и специального образования. нашей Родины.

«Нужда в хорошем техническом училище…»

Техническая революция, стремительное развитие капитализма в России во второй половине XIX века требовали квалифицированной рабочей силы. Как бы ни были хороши сапоги-осташи, даже сапожное дело нуждалось в обновлении технологий. Не говоря уж о кожевенном и кузнечном производстве.

Об этом также задумывались отцы города. Еще в 1869 году городское общество ассигновало от прибылей банка Савина от 300 до 500 рублей на обучение мальчиков за пределами города сапожному и кузнечному ремеслу как составляющих основу промышленности с наименованием этих учеников стипендиатами Кондратия Алексеевича Савина. Правда, родители очень неохотно отпускали сыновей от себя.

Уже в 1880 году отец земской статистики Василий Покровский пишет: «Очень возможно, что прочие осташковские кожевенные заводы нашли бы своим произведениям более широкий сбыт, если бы обладатели этих заводов следили за всеми техническими усовершенствованиями кожевенного производства в России…. Подготовка для этого дела способных молодых людей и посылка их за границу для приобретения технических знаний — были бы средствами весьма пригодными для достижения цели». У него же читаем, что в Осташкове есть «…нужда в хорошем техническом училище».

В изученных источниках не находится упоминания об открытии такого училища. В статье Инны Беловой «Династия» читаем: «Благодаря средствам и стараниям Савиных существовали Дом милосердия, Лариковский приют, богадельня общественного банка Савина, ремесленная школа, столовая для бедных…».

А вот что точно было открыто для профессионального обучения, так это ремесленный класс при четырехклассном городском училище в 1879 году. Он содержался за счет совместного финансирования городского общества и средств казны, по 300 рублей с каждой стороны. Первоначально он предназначался для подготовки мастеров столярных дел, однако уже в 1882 году был преобразован в слесарно-кузнечный, что было более целесообразно, учитывая развитие кузнечной промышленности в Осташкове.

Обучение велось практическим путем, без преподавания теории, по кузнечно-слесарному и металло-токарному отделу. Выпускники должны были уметь изготавливать несложные изделия для домашнего обихода: замки, личины, подсвечники, утюги, железные кровати, а также производить починку металлоизделий.

Продукция отчасти шла на потребности самого училища, отчасти поступала в продажу. Бывали и посторонние заказы, когда это не препятствовало обучению. Занятия шли по 17 часов в неделю круглый год, за исключением одного летнего месяца, когда в училище шли экзамены.

Впоследствии, уже в XX веке, в городе было открыто фабрично-заводское училище. По-видимому, в разные годы оно размещалась по разным адресам; в частности, по улице Тимофеевской, дом 125. В 30-е годы в Осташкове открылись три техникума, выпускники которых были востребованы народным хозяйством. Увы, это все в прошлом, и что очень негативно сказывается на демографии.

Завершая публикации о том, как развивалась система образования в Осташкове в XVIII-XIX веках, еще раз процитирую Василия Ивановича Покровского, который с такой любовью и вниманием подошел к статистическому описанию Осташкова последней четверти XIX века (неудивительно: два с половиной года он провел в Осташкове, будучи высланным за причастность к тайному обществу из Москвы к отцу, который в то время был клириком одной из городских церквей. Так что жизнь и быт осташей знал не понаслышке):

«Чем объяснить значительный процент грамотных в коренном населении Осташкова? Не без влияния давнишних сношений осташковских промышленников и торговцев со столицами, с Финляндией и другими местностями, где грамотность очень распространена. В течение настоящего столетия развитию грамотности не мог не способствовать местный театр, а впоследствии — и публичная библиотека. Могли оказывать благоприятное влияние по отношению к развитию грамотности в городе отдельные личности, стоявшие в главе общества.

Но главной, коренной причины следует искать, думается нам, в характере местного самоуправления, издавна отличавшегося в Осташкове значительною степенью самостоятельности, в рано приобретённой осташами привычке и уменье понимать общественные интересы, причем на распространение грамотности не могло не быть обращено внимания.

…Нельзя не признать влияния школы цивилизующим, смягчающим нравы, так как школа вносит в жизнь молодого поколения потребность порядка, чистоты, опрятности, расширяет его умственный кругозор и даёт развитие нравственному чувству».

Наталья НИКОЛАЕВА

Литература:
Слепцов В.А. Письма об Осташкове «Современник», 1862
Покровский В.И. «Историко-статистическое описание города Осташкова Тверской губернии», Тверь, 1880
Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник статей и археологических сведений. М., 1906
«Новый Селигер» альманах №№5, 6, 7
Цикл статей Н. Николаевой «Нестрогая история», «Тверская жизнь» за 1998 год.

Добавить комментарий