«Затраты, в сравнении с ожидаемою пользой от образования наших сыновей, ничтожны…»
Итак, век девятнадцатый упорно диктовал новые потребности в образовании. В самом его начале, в 1805 году, в Осташкове вместо одного прежнего малого народного училища были открыты три новых: уездное и два приходских (в 1853 году добавилось еще одно приходское). В 1859 году осташковский уроженец Степан Дмитриевич Воронин изъявил желание жертвовать на содержание приходских училищ по 1400 рублей серебром. Сначала он самолично это делал, а потом оговоренную сумму вносили его наследники (до 1865 года, а потом отказались). Училища носили имя благодетеля и именовались Воронинскими.
Число учеников постоянно росло, и по уровню обучающихся Осташков действительно превосходил соседние уездные города. Господин Слепцов («Письма об Осташкове») попытался объяснить это стремление к образованию осташей двумя причинами: с одной стороны, нравы в школах и методы воспитания были менее свирепыми (по словам смотрителя), с другой – большой занятостью женщин работой, по большей части, сапожным ремеслом. А вот и третья причина: даже неглубокое образование — два-три класса в приходской школе – давали сыновьям мещан льготу четвертого разряда по воинской повинности. (Видите? Не так ли и сейчас: родители спешат своих мальчиков устроить в вузы, хоть какие, — за плату, невзирая на затраты и никчемность специальности, — чтобы уберечь сынуликов от воинского долга перед Отечеством?!).
И все же реальная потребность в улучшении качества образования была. Уже в первую сессию первого уездного земского собрания в 1865 году гласным Григорием Григорьевичем Ратмановым был инициирован вопрос об открытии в Осташкове вместо уезного училища классической прогимназии. Но вопрос уперся в деньги, ходатайство на имя министра народного просвещения результата не возымело, и вопрос был закрыт.
Вторая волна дискуссий на эту тему пришлась на семидесятые XIX века, что нашло отражение в «Историко-статистическом описании города Осташкова Тверской губернии» Василия Покровского (Тверь, 1880 г). Сначала пытались открыть четырехклассное училище, но прежде пришлось искать источники содержания. Тем более, что наследники Воронина отказались от меценатства. Мнения разделились: одни предлагали повысить плату за обучение: «Бесплатным обучением мы достигли того, что число учащихся ежегодно увеличивается. Платой средства соберём ничтожные, а меж тем многие «не захотеть надеть на себя личину бедности и дети их останутся неграмотными». (А?! Чувствуете, осташи, природную жилку: «Хоть пузо тресни, а фасон держи!».) В этом виноваты будут не родители, а скупое общество.
Конечно, расходами, обучение детей зажиточных и богатых граждан – говорили в Думе члены комиссии – едва ли справедливо; что же касается детей беднейших граждан, то они могут быть освобождены от платы за учение. Мнение комиссии о назначении платы за обучение, говорили другие, иметь в виду «одну только экономическую сторону», в деле же образования, «накладка на дома в пользу города и тут же на школы гораздо легче отзовется на всех, чем плата за учение – на не многих бедных, дети которых обучаются».
После продолжительных и довольно оживлённых прений Осташковская городская Дума 6 мая 1873 года большинством голосов высказалась за принцип дарового обучения детей на счет города, вследствие чего в городскую смету внесён был расход на содержание училищ 2285 р.»
К подобной дискуссии пришлось вернуться, но уже не между гласными (депутатами) Думы, а между городской управой и законотворческим органом, в 1878 году. Нужно, очень нужно было более качественное образование, потому что усеченный курс не давал возможности для дальнейшего образования выпускникам. «Ходатайствуя о школе, Осташковское городское общество имело в виду не одно переименование существующего уездного училища в городское и перевод учащихся в лучшее помещение, но главным образом расширение программы преподавания и распространение пользы заведения на возможно большее число учащихся, для чего и изъявило готовность нести всевозможные жертвы».
Но следовало выполнить ряд условий и найти средства, опять таки решив вопрос о платности обучения. «Необходимость иметь четырехклассную школу в Осташкове ничем не доказывается; число учеников в нынешнем уездном училище никогда не превышало 100 человек, и нельзя предположить, что в новой школе учиться будет больше мальчиков», — говорили одни. Другие яростно отстаивали права юных граждан на качественное образование, подразумевая большую пользу для общества. «Конечно, население Осташкова небогато, но потребность образования в нём достаточно сильна, что доказывается постоянными и настойчивыми ходатайствами городского общества перед правительством об учреждении в Осташкове среднего учебного заведения. Она должна быть доступна сыновьям всех граждан, а не некоторых только: лишить бедных жителей Осташкова возможности отдавать сыновей своих в лучшую школу было бы несправедливостью. Что же касается предстоящих единовременных затрат, они, в сравнении с ожидаемою пользой от образования наших сыновей, ничтожны».
«В числе первых в Тверской губернии»
После дискуссий компромисс был найден, а главное – выполнено условие, поставленное директором народных училищ, касающееся вместительности здания, отводимого под школу. «Помещение для училища было устроено перед его открытием в 1878-79 гг. на средства городского общества и обошлось до 30000 рублей. Оно состоит из главного училищного здания, каменного двухэтажного и двух одноэтажных каменных флигелей» (И.Ф. Токмаков. «Город Осташков Тверской губернии и его уезд», 1903 г). Догадаемся так, сходу? Немногие узнают здание, стоящее в отдалении от популярных маршрутов и несколько сменившее профиль: это помещение бывшей восьмилетней школы («Королькова»), ныне принадлежащее детско-юношеской спортивной школе (ул. Кузнечная, 66).
По количеству классов Осташковское училище стояло в числе первых в Тверской губернии, потому что на то время 4-классных городских училищ было только два (вторым было Новоторжское). Здесь располагались: пять классных комнат, гимнастический зал, рекреационная, учительская, помещение для сторожа, помещение для музея. В одном из флигелей была квартира учителя-инспектора, в другом – ремесленный класс. Учителем-инспектором был Дмитрий Петрович Жандармов, кроме него, здесь преподавали еще семь учителей. По традиции того времени и как обеспечение общественного интереса к вопросам образования, имела место должность почетного смотрителя, которую занимали лучшие граждане города: городской голова, члены городской управы, почетные граждане.
Напрасны были опасения некоторых депутатов (гласных), что не окажется достаточно желающих учить своих сыновей шесть лет. К 1 января 1902 года в Осташковском городском училище обучалось 224 ученика. Из этого числа преобладали дети купцов и мещан (163), сельских сословий (42), детей дворян и чиновников – 18, духовного звания – 1.
Как пишет Токмаков, «в учениках, оканчивающих курс учения, заметно сильно стремление продолжить свое образование в других учебных заведениях. К сожалению, отсутствие преподавания иностранных языков, древних и новых, полагает к этому большое препятствие. А потому без особой подготовки единственным исходом для таких учеников является поступление в низшие технические, ремесленные и подобные им училища, где нет языков. Наибольший процент поступают в Вышневолоцкое кондукторское училище путей сообщения». И этот выбор – в свете уже строящейся в направлении Осташкова железной дороги – был весьма перспективным. Пробел в изучении иностранных языков постарались устранить, и пригласили вести уроки немецкого языка на платной основе учительницу из прогимназии Изабеллу Войлевич.
«Училище имеет своего рода роскошь…»
Это училище нам, потомкам, стоит помнить еще и потому, что именно здесь в 1889 году был открыт первый музей. Началом ему послужила частная коллекция учителя-инспектора П.А. Шубякова. Имея любовь к собиранию старинных редкостей, монет, рукописей, он приобретал все, что попадалось в таком роде у местных жителей. (Надо сказать, что такой интерес к древностям у осташей был весьма распростаненным.
Об этом не раз в своих «Письмах об Осташкове упоминает Василий Слепцов: «Надо заметить, что страсть к археологии и нумизматике здесь в большом ходу и служит вечным и бесконечным поводом к разного рода препираниям и ссорам…»). А потом пришел к мысли о создании музея. У него были соратники, которые оказали значительную помощь: местный археолог и краевед, протоиерей Преображенской церкви Владимир Петрович Успенский и почетный смотритель училища Дмитрий Алексеевич Лебедев – от них и поступило больше всего экспонатов. В музее были собраны коллекции монет, рукописей, археологические находки, старопечатные книги, старинные орудия и доспехи, и другие интересные вещи. Часть этой коллекции хранится в фондах Осташковсковского краеведческого музея, так что школьный музей по праву считается прародителем современного, и неслучайно в 2019 году отмечалось две даты – 130-летие того самого, училищного, и 100-летие основания в его сегодняшнем статусе. Имея это в виду, а также сам факт образования 4-классного городского училища как серьезного прорыва в просвещении, не следует ли задуматься об установке на здании по улице Кузнечной, 66, хотя бы скромной мемориальной доски в юбилейный, 250-й год официального «открытия города»?
Завершая рассказ об училище и его музее, следует упомянуть, что 29 июня 1889 года его посетил великий князь Константин Константинович, о чем в свое время красовалась в особой рамке собственноручная надпись августейшего посетителя.
«Заметно стремление девочек к образованию…»
До этого разговор шел про образование мальчиков. Но – Осташков есть Осташков! Уже в 1837 году возникла мысль о необходимости учредить в городе девичье училище: такого заведения еще не было ни в одном городе Тверской губернии, и осташковское училище, по намерению учредителей, должно было стать образцовым. В Осташкове уже давно было заметно стремление девочек к образованию, и к 187 году было 75 девочек, учившихся с мальчиками в народных училищах.
Завязалась переписка с директором училищ Тверской губернии, инициатива была одобрена, городское общество и Дума также нашли возможность профинансировать наем дома, жалование для наставницы. Было рекомендовано при выделении средств дать обучению реальное направление, чтобы знания были полезны ученицам. Был определен дом для училища, в дамы-наставницы приглашена Амалия Гильденбранд. Училище было открыто 10 августа 1839 года. Число обучаемых с каждым годом росло, и в 1878 году их было до 200 человек.
В целом уровень женского образования в Осташкове уже во второй половине XIX века был выше мужского. А уже в начале XX века «стремление девочек к образованию» было подкреплено значительным событием: 25 сентября 1901 года была открыта женская 4-классная прогимназия «в память Е.И. Бернадаки». О ней и ее дочери, потомственной дворянки Марии Константиновны Бернадаки-Ребиндер, еще будет повод рассказать в рубрике «Селигерская сага». А пока скажем, что 50 тысяч рублей из завещанных Елизаветой Ивановной на дела благотворений стали основным фондом, остальные же средства были предоставлены министерством народного просвещения, местным земством, городским обществом, платой за обучение.
Для помещения прогимназии общественным банком Савиных был уступлен дом, где ранее располагались образовательные и благотворительные учреждения (ныне средняя школа №1 имени А.И. Савина). Как отмечает И.Ф. Токмаков, «городское управление не жалело средств на капитальное его приспособление под учебное заведение, израсходовав 13 тысяч рублей…». И вышло очень прилично, даже с перспективой для устройства полной гимназии. Уже в первые годы здесь училось более 150 гимназисток, в основном принадлежащих к городским сословиям.
И после открытия прогимназия была опекаема – как благодарительницей М.К. Ребиндер, так и почтенными гражданами Осташкова – членами попечительского совета. Начальницей прогимназии была Мария Алексеевна Александровская, имевшая к тому времени большой опыт служения на ниве просвещения. Учебно-воспитательная часть вновь открывшейся прогимназии на первых же порах была поставлена на должную высоту «благодаря сердечному отношению к ее задачам со стороны председателя педагогического совета, доброму воздействию на воспитанниц со стороны начальницы и дружной работе всех учащих (учителей. – Н.Н.)».
Рассказ о развитии системы образования был бы неполным, если не вспомнить про просветителей, которых подарила селигерская земля Отечеству, и про зачатки профессионального образования. Об этом в завершающей цикл публикации.
Подготовила Наталья Николаева
Фотографии предоставлены Осташковским историческим обществом