Многие на вопрос «Что самое главное в школе?» ответят: «Урок». И будут правы! А результаты уроков, которых за школьную жизнь проходит около 10 000 (!), можно увидеть на экзаменах, олимпиадах, конференциях различного уровня.

Более пятнадцати лет назад в гимназии №2 было организовано научное общество учащихся «Гимназист», в котором собрались ребята, проявляющие повышенный интерес к знаниям и углублённому изучению предметов. Но собрания у ребят проводились не просто с целью «поговорить по интересам» — им хотелось деятельности.

И уже через год в учебном учреждении провели первую конференцию учебно-исследовательских работ «Моя малая родина». На самой первой конференции учащиеся представили двадцать работ. Тогда это звучало как «целых двадцать»! В этом году состоялась уже шестнадцатая конференция и на ней было представлено 164 работы. Конференция теперь стала межмуниципальной, и на ней можно ознакомиться с очень интересными исследованиями и проектами.

Сейчас диапазон тем проектных работ очень широк. И вот почему. Несколько лет назад с введением федерального образовательного стандарта на ступени среднего общего образования был введен предмет «Индивидуальный проект», где ребята старших классов осуществляют свои проекты как прикладного, так и исследовательского характера: от «Логопедических игр в начальной школе» до «Создания школьного музея в кабинете технологии», от «Декоративного панно» до «Ведения семейного бюджета».

Исследования ребята с педагогами проводят на уроках и во время внеурочной деятельности. Работа эта поэтапная: нужно провести исследование, сделать выводы, оформить, научиться представлять свой труд. Иногда это может занять до двух лет.

— Лариса Ивановна Михайлова, учитель географии, экологии, биологии, руководитель районного и школьного объединений учителей естественных наук, и сама занимается научной деятельностью, и ребят вовлекает. Под руководством Ларисы Ивановны учащиеся гимназии достигли высоких результатов. Например, Машукова Диана из 8 «Б» класса стала призером региональной конференции «Шаг в будущее» в г. Андреаполе, рассказав о выращивании авокадо в домашних условиях и убедив комиссию, что при соблюдении требований авокадо можно вырастить дома.

Педагог ведёт кружок «Био-знайка», в котором ребята занимаются различными исследованиями — определение влажности воздуха, освещенности в помещениях, работают с микроскопами, изучая микроскопический мир нашей планеты. В ходе экскурсий по городу работают с определителями, которые помогают ребятам узнавать растения и животных нашего края, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Владимировна Петрова. — Интересная проводится работа в летнем лагере, но об этом вам расскажет сама Лариса Ивановна.

— Ежегодно при гимназии открывается летняя экологическая школа. В разные годы она называлась «Зелёный патруль», «Юный натуралист». Названия менялись, а суть оставалась неизменной. Ребята изучали флору и фауну родного края, искали способы сохранения природных богатств.

Ребята участвуют в конкурсе «Сохраним природу Верхневолжья», показывая хорошие результаты и занимая призовые места. Вместе мы участвуем в исследованиях определения чистоты водоёмов Селигерского края с помощью метода биоиндикации.

С работой «Купаться или нет?» ученики заняли второе место, определив, что не во всех излюбленных горожанами местах можно купаться. Купаться можно, но в определенных местах, одним из таких мест является пляж в Житном, — рассказала Лариса Ивановна.

Многие педагоги гимназии являются научными руководителями, наставниками ребят в работе над проектами. Учащиеся выбирают темы из предложенных или придумывают сами, исходя из своих интересов. Быть научным руководителем, как, собственно, и исследователем, – большой труд.

Защита работ традиционно проводится весной. При подготовке проектов и во время их защиты идут жаркие дискуссии между руководителями проектов и учащимися. Педагоги высказывают своё мнение, ребята — своё. Но как бы ни накалялась атмосфера в зале, ребятам удаётся отстоять свою точку зрения, грамотно обосновав её, за что самые трудолюбивые и талантливые и получают отметку «отлично».

Ценность такой работы заключается в том, что учащиеся получают первый опыт проведения исследований, написания и оформления научных работ, даже опыт реализации проекта. Некоторые из таких проектов можно сказать «увековечивают» их авторов: в коридорах и кабинетах гимназии можно видеть полки, панно, граффити, оставленные на память выпускниками.

Учитель биологии и экологии Наталья Алексеевна Савельева стояла у истоков исследовательской деятельности в гимназии. Педагог курирует индивидуальные проекты, психологически настраивая учащихся и, поступая в вузы, они уже могут выполнить работу по стандарту, соблюдая все требования к проектным и исследовательским работам. Во время исследовательской деятельности ребята учатся устно защищать свою работу, писать рецензии и аннотации, правильно готовить презентацию проекта, а ведь это тоже целая наука.

Лучшие работы педагог с учениками представляет на районных и областных конференциях, на Менделеевских чтениях в московском университете имени Д.И. Менделеева. Также гимназисты ежегодно участвуют в заочном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ «Мой вклад в величие России». «Селигер» писал о том, как ребята побывали на Всероссийской олимпиаде «Созвездие» в городе Королёве, где их работы были оценены достаточно высоко.

Наталья Алексеевна заглянула в учительскую для встречи с корреспондентом всего на несколько минут. В девятом классе проходила конференция «Лес — богатство нашей страны», где гимназисты с разных сторон раскрыли проблемы леса, а также искали способы сбережения лесных богатств России.

В последние годы можно отметить повышение интереса ребят к проектам, связанным с информационными технологиями: старшеклассники даже игры разрабатывают. Андрей Владимирович Феклистов, заместитель директора по информационно-коммуникативным технологиям, учитель информатики, также отвечающий за школьный образовательный центр «Точка роста», рассказывает:

— Кабинет оснащён оборудованием цифровых образовательных систем — передвижной плазменной панелью, большим класс-комплектом ноутбуков для работы на уроках и во время внеурочной деятельности, плюс комплекты для внеурочной деятельности по физике, химии, биологии. В кабинете есть конструктор, с помощью которого можно проводить компьютерные эксперименты по этим предметам прямо на уроках. А ещё здесь ребята увлечённо собирают роботов.

В рамках дополнительного образования в гимназии проводят занятия по 3D-моделированию. Ученики так увлеклись, что, возвращаясь из школы домой, продолжают присылать мне на телефон идеи новых моделей. Максим Тусов сделал шахматные фигуры, Ярослав Кордюков — модель автомобиля, а ещё ребята изготовили брелоки, вазочки для цветов, модель замка, и продолжают фонтанировать всё новыми идеями. Также с помощью руки-робота можно заниматься лазерной резкой и выжиганием, — поделился моментами школьной жизни Андрей Владимирович.

В сентябре в гимназию приезжали специалисты мобильного технопарка «Кванториум». В течение двух недель педагоги образовательного центра проводили обучающие курсы для ребят и девчат шестых и восьмых классов, а также провели мастер-класс для учащихся девятых классов.

Гимназисты занимались по трём курсам — «Программирование», «Управление БПЛА», «Робототехника».

В декабре начнётся вторая сессия. И эти же учащиеся продолжат обучение, завершив которое получат сертификат об окончании курсов в «Кванториуме». Ребята занимались с удовольствием. Коллективы учеников и педагогов благодарят руководство образовательного центра за возможность окунуться в мир науки.

В современном образовании без проектно-исследовательской деятельности — никуда. А увлечение наукой начинается со школы. Вот и учащиеся начальных классов участвуют практически во всех районных и областных конкурсах, проводят первые исследования и представляют работы на конференции «Моя малая родина», где для них работает секция «Первые шаги в науку». Также участвуют во Всероссийской олимпиаде «Умники и умницы». Так рождается интерес не только к науке, но и здоровому соперничеству.

Гимназисты дважды участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В конце учебного года «Селигер» написал о талантливом учащемся гимназии Саше Новикове. Сейчас Саша — студент Президентского физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге, куда поступил без экзаменов по приглашению руководства лицея. А такое почётное право Александр получил по результатам, достигнутым на олимпиаде.

На пути в науку ребят сопровождают наставники, которые заинтересованы в успехах своих подопечных. Педагогический коллектив гимназии делает всё для того, чтобы учащиеся развивались, участвовали в научной деятельности, познавая через исследовательскую деятельность многогранный мир.

Ведь не зря вот уже второе десятилетие девиз гимназии, что ещё зовётся Республикой Добрых Сердец, — «Развитие. Движение. Смысл». В этом направлении и работает педагогический коллектив образовательного учреждения.

Ирина Тинус
Фотографии из архива гимназии

Новые победы гимназистов!
В сентябре учащиеся гимназии стали участниками мобильного технопарка «Кванториум».
За время обучения некоторые мальчики и девочки приняли участие в конкурсе «Кванториума» по созданию короткометражных мультфильмов «Лето — это маленькая жизнь».
Жюри оценило 55 анимационных проектов.
И вот стали известны итоги конкурса! Первое место — Машукова Диана, 8 «Б», второе место — Ключников Дмитрий, 6 «В», третье место — Васильева Ульяна, 6 «Б». Соболев Дмитрий из 8 «В» получил диплом в номинации «Специальный приз».
Поздравляем ребят с победой и желаем дальнейших успехов!

В новом учебном году в нашей школе начал свою работу «Кванториум» — центр дополнительного образования от Министерства образования по различным компьютерным дисциплинам, таким как робототехника, аэрогеотехнология, IT. В нём ученики изучают не только строение роботов, квадрокоптеров, но и основы программирования в разных сферах, а в конце создают свой собственный проект. У ребят они бывают разной направленности: создание мультфильмов, создание моделей различных парков, умные будильники, умные светильники и многое другое.
Мы побеседовали с педагогами «Кванториума»:
Я работаю по собственной программе, дети на занятиях изучили историю робототехники, также сейчас можно заметить, что они начинают работать с конструктором. Совсем недавно они сделали своего первого робота по имени Блоха, также работаем на компьютерах: изучаем программирование и работаем в цифровом lego варианте.
Дьяченко Иван Владимирович — педагог «Кванториума» по робототехнике
Мы хотим обучить их летать на дронах, собирать дроны и вообще познакомиться с этой сферой, потому что в дальнейшем, может, у кого-то появится желание, например, пойти обучиться на диспетчера аэродрома или у кого-то появится желание заняться программированием.
Иванова Татьяна Сергеевна — педагог «Кванториума» по программированию, конструированию и управлению дронами.
Благодарим за новые возможности для наших гимназистов!
Интервьюер: Тютчева Ангелина

Добавить комментарий